С чего начался распад СССР

Новости Тольятти augustnews.ru

Никакого «юбилея» ГКЧП нет, будет в следующем году, но есть 30-летие прихода к власти Горбачева, а эти два события между собой тесно связаны. Сегодня мало кто сомневается, что ответственность за августовские события 1991 года прежде всего – на Горбачеве. Остается лишь выяснить, злонамеренна ли его вина? От генерального секретаря  ЦК КПСС, а затем президента СССР слишком многое зависело. Провозглашенная им «перестройка» спровоцировала ГКЧП, что привело к ликвидации КПСС и советской власти, и за это пришлось заплатить распадом страны.

Горбачев действовал сознательно, целенаправленно (как он позже признается) уничтожая коммунизм, социализм, советскую власть и СССР. Как к этому ни относиться, но приходится принять, что структура КПСС была самой профессиональной управленческой организацией, поэтому требовалось первым делом сломать ее.

Демократия же оказалась прибежищем карьеристов, демагогов, пиарщиков и коррупционеров. Мошенника уже не отличить от подвижника. Вот они-то и стали соратниками Горбачева. Передоверив власть партаппарата съезду народных депутатов, он вверг страну в хаос. Депутаты резвились в красивых дискуссиях. Самые провальные договоры и невыгодные кредиты одобрялись ими без всякого разумения и понимания. А так называемые демократические выборы сразу же показали, что они представляют собой масштабные манипуляции и потоки лжи.

Нарастали слом государства, разбазаривание великих достижений, сдавались одна за другой позиции на международной арене, обострялись конфликты в республиках: Алма-Ата, Тбилиси, Карабах, Литва. Шельмовались герои. Начался массовый выход из партии. Особую опасность приобрело укрепление национальных элит, готовых к решительной схватке за власть. Когда на XXVII съезде (1986 год) ввели при формировании политбюро принцип «по должности», из 24 человек там оказалось 16 представителей нацреспублик. Это уже был по сути антирусский переворот, подписавший смертный приговор СССР. Республиканским элитам стало тесно в рамках единого государства. Теперь надо было покончить с центральной властью. И провал ГКЧП сделает их полновластными хозяевами.

Огромную роль в создании этой кризисной ситуации сыграл Горбачев. Перестройка и была той политикой, что ввергла страну в состояние кризиса. Писатель-философ Александр Зиновьев называл КПСС «сетью власти», которая объединила огромную державу. Горбачев и Ельцин во что бы то ни стало стремились эту власть разрушить. Их целью была собственная власть – все равно, в какой части государства. Оба они –  люди малообразованные, а потому легко попадали под влияние проводников западных идей. У Ельцина – Бурбулис, у Горбачева – Александр Яковлев и Эдуард Шеварднадзе. Несомненно, они были агентами США. Про Яковлева многое теперь известно: и о дате вербовки, и о его деятельности послом в Канаде, где, нарушая все дипломатические нормы, неделями гостил в поместье канадского премьера Трюдо. Там на него активно влияли. Не лучше был и Шеварднадзе, разрушивший систему информирования МИДа (было что скрывать), сдавший американцам огромную территорию в Тихом океане, согласившийся на безвозмездный вывод наших войск из Германии.

Эту троицу надо было отдавать под суд давно, но их выпестовал Андропов, поощрявший прозападные взгляды в своем окружении. Став генсеком, Горбачев открыто предавал интересы страны, уничтожая новейшие ракетные комплексы; пренебрег результатами референдума 17 марта 1991 года, когда большинство населения СССР проголосовало за сохранение страны. Советский Союз исторически сложился как единое целое – и в национальном, и в экономическом смысле, в стране насчитывалось 60 миллионов смешанных браков.

СССР разрушали по намеченному плану. Под видом гласности боролись против русской и советской литературы, русской философии и культуры: «Сценарий перестройки был написан в Вашингтоне» (Дж. Мэтлок «Смерть империи. Взгляд американского посла на развал Советского Союза»). Согласно ему был взят курс на слом организационно-нравственного организма государства. И Горбачев с Ельциным в этом были заединщиками. Тот же Ельцин «под рюмочку» еще за полгода до Беловежья откровенничал с Михаилом Полтораниным, что Союз скоро прекратит свое существование.

Напомню: на 1-м съезде Советов, 30 декабря 1922 года, декларацию и договор об образовании СССР утвердили 2215 делегатов: от РСФСР – 1727, от Украины – 364, от Закавказской федерации – 91, от Белоруссии – 33.

Согласно последующим конституциям союзная республика могла лишь выйти из СССР, но распускать его не имела права. Поэтому троица собравшихся в Беловежской пуще решала вопрос вне всяких конституционных процедур. Заговорщиков по телефону, предав присягу, поддержал министр обороны СССР маргинал Шапошников.

Горбачев не был жертвой сговора в Беловежье, его заранее проинформировал председатель КГБ Белоруссии о том, что налицо «факт государственной измены, жду команды на арест», но никакой команды из Москвы не поступило. Более того, Горбачев не отменил указ Ельцина о запрете КПСС, санкционировал роспуск чрезвычайного съезда народных депутатов СССР, хотя на тот момент съезд оставался единственным законным органом власти. Он не воспротивился принятию и реализации беловежских соглашений, хотя любое из этих решений могло повернуть развитие событий к сохранению советской власти.

В результате 12 декабря 1991 года Верховный совет России проголосовал по беловежским договоренностям в течение часа (!): за – 188, против – 6, воздержались – 7. Зал взорвался бурными аплодисментами (воистину всеобщее помешательство!). С легкостью попрали Конституцию СССР, международные правовые акты. И вот уже сколько лет идут кровавые конфликты, рушатся людские судьбы, гибнут тысячи и тысячи, исчезла единственная в мире многонациональная страна, где главными были социальность и уважение трудового человека.

Но вернемся к ГКЧП, члены которого больше делали вид, что озабочены судьбой страны. Почему? Во главе комитета не случайно оказался Янаев, ставший вице-президентом в декабре 1990 года по воле Горбачева только после повторного голосования на съезде народных депутатов. В этом весь Горбачев, чья задача была способствовать обострению обстановки. И делал он это явно сознательно, тем самым спасая Ельцина, который должен был стать следующим разрушителем СССР.

Все 8 путчистов были членами ЦК КПСС, а половина из них – бывшие члены политбюро, на их стороне – большинство обкомов и горкомов, многие республики. Что мешало им предпринять активные действия? Да Горбачев и мешал, изобразив из себя «узника Фороса».

Оглядываясь назад и трезво оценивая действия Горбачева, легко убедиться, что реально он делал все, чтобы совершить стихийную антикоммунистическую революцию. Обрушивал на страну кризис за кризисом, разваливал экономику, жить становилось все тяжелее: нарастала инфляция, пустели магазины, всюду – массовые забастовки. Показателен его отъезд в Крым за считаные дни до подписания Союзного договора. Он как бы поощрял сговор, давая понять, что не против чрезвычайного положения (неслучайно он поручил подготовить материалы по критической ситуации в стране). Это и ввело в заблуждение членов ГКЧП, уверенных, что Горбачев их поддержит. А Горбачев не поддержал, потому что знал: все идет как надо, как прописано в «вашингтонском сценарии».

Есть Ельцин, которого он специально сохранил, отодвинув до поры в тень, поощряя его действия и до путча, и во время путча. И главное – с помощью националистических и антисоветских действий удалось разложить и уничтожить единство народа, разбудить стихию бунта, идейно дискредитировать социалистический строй, опошлить духовные и нравственные ориентиры, расколоть сознание людей, подтолкнуть их к вражде друг с другом. Последствия мы наблюдаем до сих пор.
Это была первая цветная революция на территории нашей страны. За ней вполне логически должен был произойти и произошел государственный переворот в октябре 1993 года.

Сергей Дьячков, почетный гражданин Тольятти

«Вольный город»