Ряженые: некрасивые тренды

руководитель в белой рубашке и в рабочей спецовке

К ряженым на Руси обычно относились негативно. Исключением были святки, когда люди надевали шкуры и маски, изображая зверей и сказочных существ.

Однако со временем православная церковь начала осуждать и эту традицию. Слово «рядиться» приобрело исключительно негативный оттенок.

Так и закрепилось, что «ряженый» – это человек, который притворяется кем-то другим, лукавый.

В этом смысле логичной была недавняя борьба государства и общества с патологической тягой молодежи выдавать себя за животных – квадроберством.

Неокрепшие мозгами дети и подростки надевали на себя кошачьи лапы и уши, ползали на четвереньках по газонам, пытались есть из мисок и справлять нужду в лотки или в траву. Дурную тягу отбили, трансляторам квадроберского идиотизма по рукам (и по лапам) надавали. Но страсть рядиться у некоторых, по всей видимости, в крови…

Ныне граждане не переодеваются в сказочных персонажей и не изображают из себя мифических существ. Быть простым человеком – сварщиком, фрезеровщиком или высококвалифицированным рабочим – вот что сейчас в моде. О важности «человека от сохи» любят говорить и пропагандисты, и правительство.

Чиновники и журналисты рассказывают, как хорошо живется простым людям: у них-де высокая зарплата, востребованы они на рынке труда, не страшны им увольнения.

И дабы причаститься к всеобщему тренду, начальство бросилось примерять на себя рабочую форму.

Руководители всё чаще надевают спецодежду и средства защиты и ходят по производству, прикидываясь «рабочим людом».

Топ-менеджеры заказывают себе в интернет-магазинах робы, респираторы, каски и всячески демонстрируют окружающим, что они, мол, свои, – практически то же самое, что и сварщики, слесари, токари и маляры. И у всех одна цель – процветание предприятия. Только зарплата и условия труда – разные. Причем – очень.

У вас ус отклеился

Для всех этих любителей маскарадов беда заключается в том, что рабочие безошибочно за километр определяют в таком ряженом начальника.

Ведь из-под неношеной рабочей куртки торчат и режут глаз – наутюженные брючки от Henderson или Truvor, а сверху – белый воротничок сорочки от Albione или Cuvée. И морской загар никогда не спутаешь с загаром сварщика или металлурга.

Защитные очки и каски ряженых никогда не знают брызг сварки, царапин и пыли, всегда выглядят как новые, будто только что со склада (они и в самом деле только что со склада, и чаще всего – со склада магазина).

Довершают образ ряженого холеные чистые ручки и кокетливо выглядывающие из-под рукава той самой сорочки премиальные часы.

Окончившим бизнес-институты и менеджмент-академии ряженым невдомек, что, с точки зрения простых рабочих людей, выглядят они как корова в балетной пачке. Как свинья в рыцарских латах. Как… Ну в общем – вы поняли.

Попытка лощеного босса прикинуться «своим» для сварщика и маляра, отпахавших смену среди ядовитых испарений, – нелепость, кринж, испанский стыд.

Рабочая куртка начальника с красиво вышитой на спине фамилией вызывает у рабочего злость, раздражение и презрение. Надел бегемот смокинг.

В «Армани» ли дело?

Конечно, вся эта мимикрия подается общественности под предлогом соблюдения норм безопасности. «Правила для всех одинаковы», говорят начальники, надевая рабочие куртки.

Но вот брючки-то у таких трудяг «гражданские», обувь совсем не та, что носят рабочие, – легче в разы, да и защитные очки получше, таких на складе предприятия – днем с огнем не сыщешь.

Раньше, например, на том же автогиганте инженерно-технический персонал (ИТР) не стыдился отличаться от сотрудников рабочих специальностей. Инженерам выдавали спецхалаты. Они их носили и рабочие робы себе не просили. Такой халат, кстати, был желанной вещью для многих рабочих. И вовсе не как предмет статуса или положения.

Это была реально полезная вещь гардероба на производстве или в гараже. Когда требовалось покопаться в двигателе или заняться ремонтом. Накинул такой на себя и можешь быть спокоен за повседневную одежду.

Дело было не в одежде. В то время ИТР уважали, они выходили в цех из-за кульмана решать проблемы и устранять неполадки.

Рукава и полы их халатов знали и машинное масло, и железную пыль, выглядели не бутафорски, а как раз таки по-рабочему.

К слову, про несчастные случаи из-за халатов я ни разу не слышал.

Легендарный директор автогиганта Виктор Николаевич Поляков частенько проходил весь конвейер – убедиться в нормальной работе предприятия – в скромном темном пиджаке. И при этом его никто не воспринимал как сноба или белоручку. Все знали, Виктор Николаевич – свой. Куда до него нынешним випам и топам с их Armani и Gucci!

Современный тренд на переодевание «а-ля рабочий» подхватили и в Тольятти…

Мы с тобой одной крови?

Мальчик Маугли из сказки Редьярда Киплинга произносил заклинание, чтобы сойти за своего среди других обитателей джунглей. Так и современные чуждые рабочему люду начальники пытаются соблюдать некие ритуалы, чтобы слиться с другими жителями каменных джунглей.

Миллиардеры-бизнесмены, их представители и помощники пытаются быть похожими на рабочих – тех, кто делает автомобили, строит дома, убирает улицы, печет хлеб. На чьем труде держится страна.

Но заботы и цели у боссов и работяг – совершенно разные. Боссы обсуждают, где им лучше отдохнуть, на Кипре или в ОАЭ.

Рабочий пытается успеть за отпуск доделать своими руками ремонт на кухне, вспахать две сотки под картошку, подлечить хроническую болячку.

Боссы обсуждают, в какой стране престижнее и «правильнее» родить ребенка. Рабочий ищет, в каком супермаркете можно по акции купить детское питание.

Боссы подписаны на гламурные издания и на выходные ездят в столицу. Рабочий же после смены спешит на консультацию к юристу, чтобы попытаться вернуть заработанные потом и кровью деньги, незаконно удержанные хозяином бизнеса.

Мнение

Григорий Басистый, председатель независимого профсоюза «МОЛОТ»:

– «Ряженые» – это пример недалекости руководства. И, к сожалению, сегодняшняя система заточена на то, чтобы таких любителей «казаться, а не быть» было как можно больше. Но с таким положением дел мириться нельзя – ни на предприятии, ни в управлении городом или регионом. Честность – это качество, без которого руководитель, лидер, чиновник превращается во временщика, человека ненадежного, опасного. И такими временщиками наша страна сыта по горло. Настало время сказать: «Хватит! Довольно!» Необходимо остановить чехарду личин и наконец увидеть человеческие лица.

Ярослав Выбицкий, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 30.01.2026
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022