В отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея открылась персональная выставка Анастасии Кривицкой. Художница в свое время училась в Тольятти, сейчас живет в Санкт-Петербурге и увлекается техникой коллажа.
Несколько серий таких работ объединены названием «Синтетика». Автор вернисажа, присутствовавшая на открытии, призналась, что название ей порекомендовали сотрудники музея:
– Синтетический – соединяющий в единое целое отдельные элементы, части, обобщающий. В синтетике органически сочетаются разрозненные, разделенные на фрагменты кусочки, из старого создается новое, непрерывное превращение и изменение, попытка собрать себя в единственное тело в единственном мире.
Анастасия использует и авторские фотографии, и кусочки афиш, вырезки из журналов, старые газеты и осколки зеркал. Любит, по ее словам, рвать и жечь, а в итоге созидает. Но, надо признаться, без комментариев самого автора понять, что именно она хотела сказать, обычно сложно. Уж в современном искусстве точно. При этом все художники говорят, что отдают свои творения на волю фантазии зрителя.
Работы создаются спонтанно, в режиме потока сознания, и то, что в итоге получается, порой неожиданность и для автора. И только потом придумывается название, работы объединяются в серии.
Серия «Автопортреты» создана из фотографий самой художницы:
– Не потому, что себя так люблю, просто я для себя самая удобная и доступная модель…
Обрывки афиш придают красочность черно-белой серии. Кривицкая добавила, что использовала старые цветные афиши выставок музея, с которым сотрудничает не впервые.
Серия «Громадная встреча» представлялась в питерской библиотеке и арт-пространстве «Шкаф», что в Красногвардейском районе. В каждой работе присутствует фото с адресом именно из этого района, где происходит встреча незнакомых людей, как это обычно бывает в библиотеках. Зрители обратили внимание на мрачноватый монохром произведений, мол, это колорит северного города, он ведь как-то повлиял на автора, нет?
Анастасия откликнулась на вопрос почти личного характера и рассказала, что раньше она одевалась очень ярко, потом перешла к серым тонам. А сейчас:
– Сейчас я в черном, но, видите, сверху золотой пиджак…
Повлияло посещение концерта группы «АукцЫон», после которого Анастасия сказала мужу:
– Хочу золотой пиджак, как у Гаркуши.
На что муж ответил:
– Так все говорят после концерта.
– Все говорят, а у меня будет…

Из личных пристрастий художница открыла еще одно: поэзия Лукаса Мудиссона, шведского писателя и режиссера. С книжкой в руках Анастасия и проводила презентацию, оттуда зачитала название другой своей серии «Никогда не вернуться». Эта серия посвящена родному городу, с которым у автора были какие-то недопонимания и обиды.
– Но сейчас Тольятти меня отпустил, благословил…
Зрители поддержали:
– Да, любовь на расстоянии порой сильнее…
Впрочем, толковать название следует не так уж прямолинейно. Прошлое – это не только пространство, но и время, детство, в которое нам точно никогда не вернуться.
Серия «While we looked away» («Пока мы смотрели в сторону») собиралась из поэтически-абстрактных работ с загадочными названиями: «Параллельно солнцу», «Трогать ветер», «Ничего». Объединяет эти работы, как заметили внимательные зрители, присутствие в коллажах фотографий рук. Тогда как в серии «Никогда не вернуться» фигурируют ноги. Символ корней, объяснила автор.
В серии «Разбитые зеркала» осколки перемежаются фрагментами фотопортретов. Автор рекомендует вглядываться в эти осколки, очевидно, совсем не верит в мрачные приметы.
Художница работает и на заказ. Ее серия «Балетное» создавалась в коллаборации с фирмой по пошиву брутальных джинсовых курток. Коллажи с изящными танцовщицами украшали эту одежду. Неожиданно? Но изнанка искусства балета куда жестче и брутальнее этих косух.
В серии «Рыбы имеют море» внимание привлекает центральный триптих, созданный из прожженных местами газет.
– Во-первых, у меня оказались эти старые газеты, они очень толстые, многостраничные, не сразу прогорят. Во-вторых, у них интересный, розоватый цвет бумаги и необычный вытянутый формат.
Технология создания таких работ весьма заинтересовала зрителей. Логически связанным с темой стал перфоманс, во время которого художница сжигала порванные газеты, билеты, квитанции и пучки травы. Потом остывшей золой посыпала землю в горшке с комнатным растением.
– Зола – хорошее удобрение, – резюмировал один из зрителей.

В произведении жанра видео-арт на экране можно было увидеть тот же перфоманс. Только там еще сжигаются семейные фотографии. Жутковато и опять же говорит об отношении к древним поверьям. Ну, а смысл этого акта очень современного искусства, думаю, очевиден: не расставшись с прошлым, не вырастишь будущего.
И еще раз хочу отметить, как важно, чтобы на вернисажах современного искусства присутствовал автор. У некоторых зрителей слишком ленивая, видимо, фантазия. Без пояснений не обойтись. Так что спасибо Анастасии, что все-таки вернулась, хоть и ненадолго.
Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»