Вдоль улицы Заставной тянется сплошная несанкционированная свалка.
Строительный мусор, старая сантехника, стекло — все содержимое сотен куч и кучек перечислять не будем. Остановимся на лампах, содержащих ртуть, их еще называют люминесцентными, а также «лампами дневного света». Наш читатель позвонил и рассказал, что случайно наткнулся на многочисленные связки длинных трубок дневного освещения недалеко от магазинчиков, расположенных на улице Заставной. Связок по указанному адресу мы не нашли, но с десяток разбросанных трубок дневного освещения обнаружили-таки. Возможно, часть опасного утиля просто-напросто была засыпана новым мусором.
Признаться честно, нам стало страшновато вести кропотливые раскопки в районе Заставной, и фотографии мы постарались сделать быстро. Ни для кого ведь не секрет: трубки дневного освещения нельзя просто взять и выбросить в мусоропровод или уличный контейнер. Все люминесцентные лампы содержат от 3 до 5 мг ртути, относящейся к первому классу токсичных отходов, то есть чрезвычайно опасных. Учитывая это, лампы требуют определенных условий для хранения, эксплуатации и утилизации. Согласно санитарным нормам отходы, содержащие ртуть, должны временно храниться в герметичных емкостях или контейнерах в закрытых помещениях, исключающих доступ посторонних лиц. Их перевозкой на специальные полигоны должны заниматься лицензированные организации.
На улице Заставной мы, скорее всего, столкнулись с нарушением законодательства в сфере обращения с отходами, а именно — использованными лампами, содержащими ртуть. Последствия самые опасные, вплоть до тяжелых отравлений.
Люминесцентные (энергосберегающие) лампочки сегодня дома используют многие, они, повторим, относятся к токсичным отходам. Постановлением правительства № 290 от 3 апреля 2013 года сбор и передачу в специализированные организации отходов I-IV классов опасности включили в перечень услуг, необходимых для надлежащего содержания дома. А этим, как известно, занимаются управляющие компании (УК). Однако идти на дополнительные траты большинство из них не хочет. В адрес тольяттинских УК и ТСЖ не раз властями направлялась информация о необходимости оборудовать места накопления ртутьсодержащих отходов и рекомендовали разместить информацию о специализированных организациях на информационных досках домов. Но все тщетно. Признайтесь: лично вы пользуетесь этими местами накопления ртутьсодержащих отходов или хотя бы видели таковые? Я — нет.
И еще один интереснейший нюанс: отрицательную роль в образовании свалок играет малый и средний бизнес. Если раньше независимо от формы собственности, от количества работающих на предприятии было предусмотрено, что предприниматель обязан разработать проект по нормированию отходов, получить лимиты, в которых указывалось, какие виды отходов будут образовываться и в каких объемах, и отчитаться, куда он их подевал. А сейчас этого нет, отчет по объемам образующихся отходов носит заявительный характер. Захочет предприниматель показать только 5 килограммов — он столько и покажет. А остальной мусор вывезет на несанкционированную свалку. Лишь бы не платить никому, в том числе и лицензированным утилизаторам ртутьсодержащих отходов!
Раньше, например, хозяин любой забегаловки обязан был поставить у себя жироуловитель. Сейчас его установку отменили для владельцев кафе, где менее 200 посадочных мест. Поэтому в наших водоемах сейчас полно жира, как утверждают специалисты. Жир способствует размножению сине-зеленых водорослей и, соответственно, цветению волжской воды. Но это так, маленькое отступление. А чтобы разобраться в проблеме несанкционированных свалок и утилизации ртутьсодержащих отходов, мы приехали в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области.
Как оказалось, для начала надо установить, кому принадлежит территория, на которой возникла несанкционированная свалка: тольяттинскому муниципалитету, администрации Ставропольского района или арендатору. Да, территория вдоль улицы Заставной большая, однако хозяйствующие субъекты обязаны держать все под контролем. Как прокомментировал ситуацию председатель комиссии общественного совета при Управлении Росприроднадзора Павел Авдеев, при нарушении природоохранного законодательства, регулирующего обращение с отходами, учитывается нанесенный ущерб. Штраф по соответствующей статье 8.2 КОАП — до 250 рублей. Выплачивает сумму субъект, хозяйствующий на территории.
Штрафы, конечно, дисциплинируют, но, судя по количеству стихийных свалок вдоль улицы Заставной, многих тольяттинцев абсолютно не интересует ни экология нашего города, ни собственное здоровье. Плевать они хотели и на зеленую Волгу, и на ядовитую ртуть под ногами.
Интересно:
Тольяттинская мэрия готова обезвредить ртутьсодержащие лампы, обнаруженные на несанкционированной свалке в районе улицы Заставной. Руководитель управления природопользования и охраны окружающей среды Надежда Павлинова считает: главное определить, входит ли территория в состав городского округа Тольятти, потом можно будет выехать на место происшествия со специализированной организацией, составить акт, передать документы правоохранителям для дальнейшего расследования.
Олеся Ангелина, «Площадь Свободы»