В техническом музее прошли Рождественские маневры, реконструировавшие события Первой мировой.
Событие подготовили сотрудники Паркового комплекса истории техники им. К.Г. Сахарова. После нескольких дней праздничного безделья, несмотря на морозец, зритель пришел. И не было здесь ни одного нетрезвого человека.
Речи поздравительные, короткие. Горожан поздравили директор департамента культуры мэрии Тольятти Надежда Булюкина и директор Паркового комплекса истории техники им. Константина Сахарова — Дмитрий Никитин. Музыка новогодняя, советско-российская, богатырская. Немножко конкурсов и загадок. А еще зрителям можно было вдоволь полюбопытничать насчет устройства оружия Первой мировой войны и военной формы извечных противников: русских и немцев. Можно было пальнуть из револьвера Леона Нагана или винтовок Маузера и Мосина. Пострелять холостыми патронами предлагалось и из пулеметов. Здесь вне конкуренции солидно смотрелся брутальный, станковый «Максим». Знатоки сразу заметили и детище Луиса Штанге — единый пулемет MG-34. Страйкбольный клуб «Свирепые суслики» представил АК 74 и ротный пулемет Калашникова. Нет, пострелять можно было не задаром, за небольшие деньги, но впечатления и гильза в подарок того стоили.
И все же главными участниками стали ребята из клуба военно-исторической реконструкции «Волжские стрелки». Хотелось бы отметить ребят из Общественного молодежного движения «Казачий дозор — Поволжье». Они принимали участие во всех конкурсах и викторинах, показали искусство владения нагайкой и шашкой. Очень деятельные участники и прекрасные зрители. Всем очевидцам понравилось динамичное выступление сотрудников Объединения структур безопасности «Вымпел». Особого слова заслуживают наши богатыри. Тольяттинская Богатырская застава — это постоянно действующий тренировочный и культурно-просветительский комплекс, обладающий уникальным опытом работы, которым щедро делится с желающими.
Ратное поле представляло собой покрытые снегом холмы с заснеженным пулеметным дзотом. У подножия холмов — позиция русских войск, два тяжелых орудия. Две русские 122-мм гаубицы времен Первой мировой войны. Приятно, что второе орудие, стоящее у главного корпуса ТГУ, привезли специально для реконструкции.
Сама реконструкция не заняла много времени. Но наглядности было более чем предостаточно. Веяло пороховым дымом, гулко стрекотал немецкий «Максим», щелкали выстрелы наступающих русских. Как тяжело двигаться навстречу ветру и морозу! Как беззащитен человек на снежном поле от смертоносного огня и железа! Одна такая реконструкция больше показывает и рассказывает, чем скучные пересказы страниц учебника.
О любом событии лучше говорит послевкусие. Время — лучший усмиритель эмоций. Со временем уходят из памяти детали и подробности, остаются ощущения и впечатления. Запоминаются встречи, какой-нибудь неожиданный кадр или ракурс. Боль еще хорошо запоминается, вкус и запах. А после 5 января у меня болели все мышцы плечевого пояса. Ощутимо просел голос. Правда, эти «шаляпинские интонации» совсем не мешали жить. Зато было ощущение хорошо подготовленной и проделанной работы.
Событие удалось. Кому-то это стало напоминанием о ценности мирного труда, для кого-то Рождественские маневры оказались первым знакомством с ожившей историей Родины, возможностью задать вопрос о дедах и прадедах, о ратном ремесле; первым толчком засесть за книги, поиски в Интернете.
Александр Курочкин, газета “Площадь Свободы”