12 июня – День России, день принятия декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Обычно говорят: непонятный праздник, мне же кажется – страшный праздник, с него начался развал СССР, то есть это был хорошо продуманный далекоидущий акт.
Распад Союза
Отмечают этот день с 1992 года, и десять лет его связывали именно с принятием суверенитета, затем поняли всю нелепость названия и стали называть Днем России. Принимали декларацию о суверенитете в 1990 году на I съезде народных депутатов РСФСР. Тогда же Ельцина избрали председателем Верховного Совета РСФСР, это был его первый шаг к безграничной власти. И отделить Россию стало для него главной целью. 86,3% депутатов были членами КПСС, многие из них верили, что независимость даст приоритет России в экономике. Устно против ни один депутат не выступил, несколько проголосовали против, да и те потом каялись, что ошиблись.
Россия стала пятой республикой СССР, заявившей о суверенитете, до этого были Прибалтика и Азербайджан, но уходить из СССР они не собирались. Россия же их к такому шагу подтолкнула. Началась война законов. Через полтора года Украина провела референдум о независимости, и буквально через неделю подписали беловежские соглашения. В апреле 1992 года VI съезд народных депутатов Российской Федерации трижды отказывался ратифицировать эти соглашения, но было поздно. Ельцин уже доложил президенту США о свершившемся. Последствия распада Союза аукаются до сих пор.
Когда народ спросили, выиграла ли российская экономика от самостоятельности, 60% ответили: «Проиграла», а 51% отметили, что от этого стали чувствовать себя в меньшей безопасности.
Водоворот, в который затянуло страну, где мы жили, и всё, чем мы дорожили, затянул нас всех в совершенно другой мир. Лишь очень немногие, хотя прошло уже четверть века, чувствуют себя в этом новом мире хорошо. История идей и романтики сменилась историей, обращенной к обывательским инстинктам, к мещанской морали. Такие цели, собственно, и ставились для формирования приниженного сознания через надругательство над образами и заслугами наших дедов и отцов, над советским прошлым, представленным как эпоха «насильников и стукачей». В ходу не исторические факты, а ловко подобранные нужные детали и события. Этим прошлым манипулировали как угодно, без попытки и желания осмысления, отказываясь находить в советской жизни светлые стороны.
А решили все два человека: «меченый балаболка» и «пьяница без тормозов», как назвал их писатель Вячеслав Щепоткин. У них, так же как у многих тогдашних политиков, была одна общая черта – «служить не Богу и не России, служить лишь суете своей» (Тютчев). Теперь на территории бывшего СССР вновь противостоят друг другу народы, определяя судьбу всего мира. Вся западная граница, кроме Белоруссии, враждебна России. Да и внутри самой России немало сил, делающих всё для ее разрушения.
Откатоемкие… отрасли
В советские времена про коррупцию мы читали в основном в зарубежных романах, а потом – всем известно, что произошло у нас: теперь откатоемкие у нас практически все отрасли экономики, все уровни власти, вся система. Этот порядок стал главным регулятором хозяйственной, общественной и культурной жизни страны. Теперь это многим понятно. А вот что произошло в 1990-1991 годы с людьми, почему они согласились быть пешками в игре тех, кто уверенно вел страну к уничтожению, прикрываясь надеждами демократии и европейскими ценностями? И, главное, на кого повелись?
Партийные и комсомольские чиновники среднего уровня, в основном по сути это были карьеристы и дилетанты: вспомните наших тольяттинских того времени. Они были мастерами интриг, беспринципными игроками, сумевшими сориентироваться и пролезть во власть, положив начало чиновному беспределу и предательству государственных интересов. Тогда же наступило раздолье для организованной преступности, которая не без помощи власти проникла во все сферы нашей жизни и существует там по сию пору, превратившись в «уважаемых бизнесменов».
Бессильное государство неспособно было справиться с ними, да и не очень стремится бороться и сегодня, поскольку власть и криминал срослись в одно целое. И уже не понять, где бандиты, а где – чиновники. И те, и другие владеют заводами, учат детей за границей и не допустят никакой национализации прихваченных активов. Бывшие троечники, они не ценят талант, знания: всё это теперь можно купить. Значимость человека для них определяется деньгами, и неважно, как он их заработал. Именно они теперь – элита, устанавливающая порядки. Честность, порядочность им смешны, потому что с этими качествами не заработаешь. У них в «новой России» всё схвачено: их люди в адвокатуре, в правоохранительных органах, в судах, в муниципалитетах. Они всё решают и всем рулят – от культуры и искусства до управления наукой, городами, производством.
Вот для чего они «суверенили» Россию – чтобы легче было ее растоптать, разделить, да так, чтобы проходимец был в почете. Одного они понять не хотят, что сценарий для России продумывался и финансировался другими. Глядя на Украину, понимаешь, как формируются майданы. В регионах растут и зреют протестные настроения, далеко ходить не надо, оглянитесь на Тольятти – довели до ручки. Известно, что даже 5-7% недовольных способны организовать массовые уличные выступления. А впереди – избирательная кампания, очевидно, что на фоне социального недовольства конкуренция обострится. И если не обеспечить чистоту и открытость выборов, то оппозиция снова попытается оспорить их результаты.
Тольяттинская власть – не авторитет, она потеряла всякое уважение, ее попросту презирают по многим причинам. А протестный напряг в городе очень высокий. Так что есть чем обеспокоиться и о чем подумать. В том числе областной и федеральным властям.
Роковая дуэль
В своих давних поездках по памятным местам я постарался побывать и в Михайловском, и на Мойке в Ленинграде. В те времена человек на инвалидной коляске был в диковинку, и наш сердобольный народ всегда и всюду старался помочь. В Михайловском прокатил по всему маршруту: по полям, тропинкам, мостикам, мимо ветряной мельницы. Туристов тогда было немного, вокруг – тишина и простор, полное впечатление, что здесь только-только прошел Пушкин. Со мной встретился тогдашний директор заповедника Семен Гейченко, интереснейший человек, преданный своему делу. На войне он потерял руку и, возможно, поэтому принял меня радушно. Проговорили мы с ним целый час.
Еще интересней оказалось мое посещение квартиры Пушкина на Мойке, 12. Сотрудники, чтобы мне никто не мешал, позволили заехать в обеденный перерыв, разрешив всё потрогать: книги, акварельный портрет Натальи Гончаровой – и всё-всё, а под конец экскурсии позволили (!) пересесть с коляски на диван, где поэт после ранения скончался от перитонита. Вот и говори после этого, что судьба была ко мне несправедлива!
Больше всего там, на Мойке, поразил предсмертный портрет Пушкина: на меня смотрел человек, совершенно уставший, опустошенный, измученный. В таком же душевном состоянии находился Маяковский перед самоубийством. Мы знаем обстоятельства последних лет жизни Александра Сергеевича. Лишь недавно стало известно, что непристойную анонимку «Патент на звание рогоносца», полученную поэтом в ноябре 1836 года, составило не окружение Дантеса и его приемного отца, барона Луи де Геккерена, а отечественные завистники и тайные недоброжелатели. Ученые-филологи доказали, что автором анонимки был Александр Раевский, «злой гений» Пушкина, сын героя войны 1812 года – генерала Николая Раевского. Вот такая горькая правда нашей отечественной истории.
Они же подсчитали, что дуэль с Дантесом у Пушкина двадцать первая или двадцать девятая, причем в пятнадцати случаях инициатором был сам поэт. Чаще всё заканчивалось примирением. В этот раз – трагически: пуля, пробив кость верхней части бедра, глубоко засела в животе. Два дня Пушкин боролся со смертью в ужасных мучениях.
Был ли повод для дуэли? За 6 лет жена Пушкина родила четырех детей, получается, что она постоянно была в положении. Дуэль состоялась 27 января 1837 года, а за 17 дней до этого Дантес женился на Екатерине – сестре Натальи Гончаровой, которая на тот момент была беременной. Женился, между прочим, по любви и любил жену всю жизнь, она родила ему трех дочерей и сына. Прожил Дантес 83 года, в 31 год остался вдовцом, больше в брак не вступал, детей воспитал сам, дав им блестящее образование. Правда, одна из дочерей выросла в ненависти к отцу, обвиняя его в убийстве Пушкина. Дантес сделал блестящую карьеру, достиг всех возможных почестей и наград и никогда не раскаивался в содеянном. Он пережил Пушкина на 58 лет, Геккерен – на полвека, похоронены оба рядом на одном кладбище.
Воспользуюсь пушкинским днем, чтобы упомянуть о гениальном русском композиторе Георгии Свиридове, написавшем лучшую по проникновению музыку к произведениям Пушкина. Его юбилей центральные СМИ замолчали, не в почете композитор у них за свое отношение к ельцинским девяностым. Но вот Первый канал решил показать фильм, где главной темой сделал дискуссию об отце композитора. Со слов Свиридова известно, что его зарубили белые при отступлении. Авторы фильма вовсю доказывали, что зарубили красные, дескать, не могли белые зарубить, они же такие интеллигентные были, в основном шампанское пили и «французской булкой» хрустели. Между делом, правда, успевали перегонять Антанте русское золото, но это так, издержки.
Самое печальное, что мы умеем – стравливать своих, упорно и настойчиво. Зачем – вопрос. У Пушкина как историка другой подход: утрата ответственности элиты за судьбу народа чревата жестокой расплатой, бессмысленным и беспощадным бунтом. Уроки Пушкина для России актуальны вечно.
Сергей Дьячков, почетный гражданин Тольятти
Источник: «Вольный город», №22 (1099) 10.06.16
фото: www.memurlar.net