Романтика и приключения в одной мелодии

На днях в культурном центре «Персона» прошел вечер гитарной музыки. Юные, но уже такие профессиональные гитаристы, студенты или школьники Тольяттинской консерватории, воспитанники профессора Григория Эстулина и доцента Галины Шульговской, очаровывали слушателей лиричными или ритмичными, спешными и выразительными чередованиями гитарных струн и гитарными аккордами.

В первом отделении выступили два музыканта — Виталий Ваньков и Даниил Матыгин. В ходе своей программы они приобщали публику к классическим гитарным произведениям, демонстрировали непростые гитарные приемы, например «тремоло». Его суть заключается в способности музыканта быстро повторять либо один звук, либо быстро чередовать два не соседних аккорда. Профессор Эстулин пояснил, что не каждый музыкант отваживается браться за произведения, в которых используется такой музыкальный ход. Виталий Ваньков исполнил «Прелюдию» Баха, отдал дань классической гитаре «Сонатой» Хоакина Турина и воспроизвел русские мотивы в произведении «Хуторок» в обработке композитора Сергей Руднева. В этом произведении гитарными аккордами временами словно имитировались звуки балалайки.

Репертуар Даниила Матыгина также был сложным и насыщенным. И он владеет приемом «тремоло», исполнил «Воспоминание об Альгамбре» композитора Франциско Таррега, «Небесное танго» современного композитора Ролана Дьянса, народную «Троицу» в обработке Сергея Руднева. Предваряя выступление Даниила, Григорий Эстулин рассказал, что мальчику всего 11 лет, а он уже выступает и побеждает на различных музыкальных конкурсах и выступает на большой сцене с крупными оркестрами.

А во втором отделении концерта состоялась премьерная презентация творчества нового музыкального ансамбля, собранного гитаристом, студентом консерватории Артемом Чапковским. У коллектива еще нет названия, его вариант предлагалось придумать зрителям, к сожалению, никто в тот вечер не помог музыкантам восполнить сей пробел.

— Самым сложным оказалось придумать название группе. Проще было бы, если бы мы были лет на 50 старше, когда еще не все было придумано до нас, — поделился Артем.

Кроме него в коллективе играют гитарист Кирилл Ефременко, Александра Петрова — контрабас, за ударные свистящие и шипящие эффекты (перкуссия) отвечает Дмитрий Герасимов и, наконец, мелодичности и воздушности в эту музыкальную палитру добавила флейтистка Полина Багурина.

Коллектив исполнил 7 композиций, какие-то были представлены как авторские обработки классиков, как, например, «Увертюра» к опере «Кармен» или бессмертное «Танго» Астора Пьяццоллы. Среди них были и собственные сочинения Артема Чапковского. Какого-то определенного музыкального стиля музыканты не придерживаются, ведь в каждом стиле есть свои интересности, особенности.
Но все же некоторые индивидуальные черты в их творчестве прослеживаются. Их музыке свойственно чередование разнохарактерных музыкальных блоков, например, когда мягкая загадочная игра переходит в более скорую и все набирает ритм, а потом и вовсе становится резковатой, но с легкими мелодичными вкраплениями, или, наоборот, в мягком музыкальном «повествовании», сопровождаемом легкими и в чем-то веселыми звуками флейты, вдруг могут раздаваться резкие аккорды. «Увертюра» Бизе у них звучала словно чуть более вдумчиво и размеренно, чем оригинал, но при этом музыка, создаваемая пятью музыкантами, звучала легче и воздушнее, чем оркестровый вариант.
Некоторые композиции оказались достаточно бодрящими, навевающими ассоциации с путешествиями, приключениями. Например, в одной композиции соединились «Песня рыбака» и «Танец страха» из балета «Любовь-волшебница», музыка вобрала в себя черты цыганской, мавританской и испанских музыкальных традиций.

Похожий настрой почувствовался в сочинении Артема Чапковского «Жига». Вообще, «Жига» — это старинный ирландский танец кельтского происхождения, сохранивший в себе задор бравых ребят, бороздящих моря, берущих на абордаж судна… Артем сочинил свою «Жигу», используя его классические характерные особенности — ритм, гармонию, характер.

Коллектив очень молодой, это их первое выступление, и в своем дальнейшем будущем они меньше всего хотели бы видеть себя коллективом лишь для тусовок и вечеринок, в таком случае смысл тонких и сложных авторских обработок отпадает. Конечно, музыканты планируют расширять репертуар и выступать чаще.

молодые музыканты из Тольятти

газета “Площадь Свободы”

Екатерина Хрипко, газета “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников