Первая в этом году лекция проекта «Тольяттиазота» была посвящена самому великому произведению отечественной литературы – роману Льва Толстого «Война и мир».
Бессменный лектор этого сезона – филолог и журналист, ведущий радиостанции «Серебряный дождь» Леонид Клейн – вышел к слушателям, как к давним знакомым, выразил скромное опасение в том, что «поднадоел», и предположил, что тольяттинцы, завсегдатаи проекта, уже изучили его манеру и примерно знают, чего от него ожидать.
– Смешно предположить, что в полуторачасовой лекции можно охватить такую громаду текста, написанную человеком, чрезвычайно популярным еще при жизни, при этом редко покидавшим свою Ясную Поляну.
Предварив, как все и ожидали, достаточно провокационно начало своего повествования, Леонид вдруг попросил:
– Поднимите руки, кто полностью, повторю – полностью, прочел роман?
Руки подняла почти половина зала!
– Очень хороший результат! Согласитесь, чтение этого романа – огромный труд. И огромное удовольствие. Но ведь прочесть «Войну и мир» школьником невозможно! Все это знают – и учителя, и родители: что знакомятся с произведением ученики по краткому содержанию или по фильму.
Клейн напомнил, что во времена Толстого не было компьютеров, автору приходилось не только собирать большое количество материала, но и писать весь этот огромный текст от руки. Что же руководило этим человеком, который, как известно, не доучился в университете, поссорился со всеми друзьями, отказался от христианства, объявил врагом государство и под конец жизни ушел из дома?!
– Набоков сказал в одном из стихотворений о Толстом: «И он ушел, разборчивый старик, На голоса прозрачные деливший гул бытия…»
Вот этот «гул бытия» сложился в романе из множества голосов – персонажей с их личными и семейными историями, из описания глобальных исторических событий, будто бы снятых несколькими камерами, настроенными на разные планы, от самых крупных до самых дальних. От описываемых событий автор был отделен шестью десятками лет. А шестидесятые годы девятнадцатого столетия можно назвать перестроечными – после отмены многовекового крепостного права. Но не об этом, не о злободневном писал Толстой. О чём же?
В романе нет четко ограниченного сюжета, как в «Мертвых душах» или даже в «Евгении Онегине». Он, как напомнил лектор, начинается со случайной сцены в салоне Анны Шерер, где впервые появляется Пьер Безухов. Нравственная трансформация этого героя символична, она, как капля – часть океана, отражает суть всего романа, описывающего события, предыстория которых, как и продолжение, выходят за границы четырехтомного произведения.
Толстой описывает переживания немца-гувернера, обнесенного за обедом вином, которое ему надо было попробовать в познавательных целях. Описывает Кутузова, с трудом поднимающегося с колен перед образом. Погружается в детали наблюдений за людьми, с хорошей жадностью стремится не упустить ничего. Мы привыкли думать, что длинные предложения Толстого – особенность его стиля, многих раздражающая. Клейн разубедил:
– Длинные предложения потому, что в них связано всё со всем. Так Толстой создает образ мира, всю его цельность и сложность. Мир устроен из мелких деталей, Толстому важны все – и мысли военачальника, и необычное звучание шагов графини…
Лектор провел несколько сравнений. Сначала – Наполеона и Кутузова. Первый завоевал полмира, не будучи готовым к поражению вообще, он «прокололся» вроде бы на мелочи:
– Он не учел тогда, в девятнадцатом веке, чем кормить лошадей в России зимой.
Кутузов чужд пафоса, он не реагирует на восклицания «Как можно оставить Москву!», может принять поражение и потому выигрывает.
– Он понимает, что не нужно пытаться управлять реальностью: мир всегда сильнее, любой план может быть разрушен непредвиденным обстоятельством. А нужно, как парус ловит ветер, поймать удачу, приспособиться к этой непредсказуемой жизни…
И второе сравнение: Болконский и Безухов. Первый рационален, живет разумом, второй – живет вразнос, буянит, постоянно влипает в истории.
– Почему у Болконского не получился брак с Наташей Ростовой? – задал Клейн вопрос залу и получил устроивший его ответ:
– Он слишком правильно любит. Действительно, женившись на Наташе, ему пришлось бы жить с реальным человеком, а не его представлением о ней. А это «не прикольно». Безухов – совсем другой, он вспыльчивый, но он не «смотрит в зеркало», не мнит о себе. И он выигрывает! Роман об этом – о правильной стратегии, о том, что награда ждет того, кто имеет терпение ждать…
В ключевой сцене, в самой вроде бы неподходящей обстановке, происходит признание Безухова в любви Наташе. Оба они уже готовы к этому, пройдя все испытания. И впервые Безухов едет от Наташи не в клуб или в гости: он покончил с разгульной жизнью. И именно в этот момент он видит комету. Ту самую, что считали предвестником катастрофы, предвестником войны с Наполеоном. Но для Пьера это символ его выхода на новый уровень, в вечность. Тогда как Болконский не может выйти из круга светской жизни.
Поэтому, если попробовать объяснить, о чём роман «Война и мир», – он о том, что жить нужно, не размениваясь на сиюминутные требования окружения, нужно максимально дорасти до возможного лично для тебя уровня.
– Если вы прочли «Войну и мир», в этой жизни вам будет легче! – так неожиданно, хотя уже привычно для нас, завершил свою полуторачасовую лекцию Леонид Клейн.
Зал пребывал под впечатлением, а к микрофону вышел мужчина, пожалуй, самый наблюдательный, не забывший полное название лекции: «Лев Толстой. Комета 1812 года, или Как создать русский национальный миф»:
– Так в чём же мифология?
– В том, что создан образ духовной победы всей нации, осуществить которую способны лишь люди, одержавшие победу над собой, в своей частной жизни. Толстой создал патриотический миф, который очень важен для России…
Еще слушателя интересовало, зачем в начале романа автор использует так много французского текста. Клейн пояснил, что уменьшение иностранных цитат по ходу действия романа и показывает рост патриотических настроений.
Автор проекта «Химия слова» Юлия Петренко перед традиционным розыгрышем призов сделала анонс ближайших мероприятий в ДК «Тольяттиазот».
Она пригласила всех 10 февраля 2018 года, в день смерти Пушкина, на вербатим театра «Вариант», подготовленный в прошлом году к лекции, которая была посвящена Болдинской осени. Клейн от себя добавил:
– Очень рекомендую! Я видел постановки этого театра. В нем очень талантливые актеры и режиссер – они не просто ставят спектакли, они прочитывают тексты…
– В феврале мы вновь ждем Леонида Клейна, – продолжила Юлия Владимировна, – он познакомит нас с ключевыми женскими образами в русской литературе. Будет повод снова вернуться к Татьяне Лариной и Наташе Ростовой.
А 2 февраля лекцию «Химия мозга» прочтет Вячеслав Дубынин, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биофака МГУ.
Еще в феврале у нас пройдут два концерта в рамках совместного проекта с филармонией: 17 февраля можно будет услышать звучание армянского дудука, а 23 февраля – великолепный баритон Владислава Косарева.
Лекцию слушала Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти», № 55 (1183) 02.02.18