Римма Казакова: Песни на ее стихи звучали в исполнении Майи Кристалинской, Анны Герман, Людмилы Зыкиной, Гелены Великановой, Аллы Пугачёвой, Ксении Георгиади, Александра Серова, Евгения Мартынова, Алексея Глызина, Льва Лещенко, Эдиты Пьехи, Валентины Толкуновой, Роксаны Бабаян, Ирины Аллегровой, Михаила Михайлова

Новости Тольятти augustnews.ru

Римма Казакова, популярнейшая советская поэтесса, была всегда на слуху, давала многочисленные интервью, выступала перед зрителями, писала едкие публицистические статьи…

Рожденная в чертополохе

Родилась будущая поэтесса Рэмо Казакова 27 января 1932 года в Севастополе. Её отец, Фёдор Лазаревич Казаков, был военным, а мать, Софья Александровна Шульман, работала секретарём-машинисткой. Имя, данное родителями, означало «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь».

Когда-то сама о себе она сказала так:

«Я пример того, что поэты рождаются в чертополохе. До того, как стать военным, отец был рабочим порохового завода, мать – обмотчица электрических катушек. Какой поэзии могли они научить? Загадка для меня самой. Моя мама – еврейка, а отец – русский. Я – полукровка, чем и горжусь! Национальность для меня не имеет значения, в отличие от антисемитов, для которых кровь бывает разного цвета: голубая, зеленая или ядовито-желтая. Но ощущала я себя всегда русской».

Из первых книг, из первых книг,
которых позабыть не смею,
училась думать напрямик
и по-другому не сумею.

Из первых рук, из первых рук
я получила жизнь, как глобус,
где круг зачеркивает круг
и рядом с тишиною – пропасть.

Из первых губ, из первых губ
я поняла любви всесильность.
Был кто-то груб, а кто-то глуп,
но я – не с ними, с ней носилась!

Как скрытый смысл, как хитрый лаз.
как зверь, что взаперти томится,
во всем таится Первый Раз –
и в нас до времени таится.

Но хоть чуть-чуть очнется вдруг,
живем – как истинно живые:
из первых книг, из первых рук,
из самых первых губ, впервые.
1972

В 20 лет девушка взяла имя Римма, что в переводе с испанского означает – «рифма» (исп. «rima»). Раннее детство Казакова провела в Белоруссии, школьные годы – в Ленинграде. Окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. По распределению уехала на Дальний Восток и семь лет прожила в Хабаровске, где работала лектором, преподавателем, корреспондентом в газете, на киностудии.

Топчите мое сердце, я подниму, и вложу обратно

Первый раз она вышла замуж в двадцать девять лет – за писателя и публициста Георгия Радова. Он был старше её на семнадцать лет. Второй раз, после разрыва, – за человека, который был моложе на одиннадцать лет, но и этот брак тоже распался…

Я не здесь.
Я там, где ты…
В парках строгие цветы.
Строгий вечер.
Строгий век.
Строгий-строгий первый снег.
В первом инее Нева.
Беспредельность. Синева.
Чьи-то окна без огня.
Чья-то первая лыжня.
Опушенные кусты.
Веток смутные кресты.
И, медвяна и седа,
вся в снежинках резеда.
Длинных теней странный пляс
и трамваев поздний лязг…
Сладко-талая вода.
Сладко-тайная беда.
Неразменчиво прямой
ты идешь к себе домой,
на заветное крыльцо,
за запретное кольцо.
Там тебя тревожно ждут,
электричество зажгут,
на груди рассыпят смех
и с ресниц сцелуют снег…
В ваших окнах гаснет свет.
Гаснет четкий силуэт.
Гаснет сонная волна.
Остается тишина.
Остается навсегда
в тихих блестках резеда,
строгий вечер,
строгий век,
строгий-строгий первый снег…

Сама о себе она говорила: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить своё сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это неопасно».

Любовь не требует ответа,
Она – дарение.
Она душе, летящей в лето, –
Как оперение.

В одном из последних интервью Римма Казакова вспоминала: «Прошлым летом я отдыхала на корабле и там влюбилась с первого взгляда в рыжего боцмана. Понимала, что он моложе, закончится круиз и моё наваждение пройдёт, но ничего не могла с собой поделать. В своём чувстве я признавалась только в стихах, а объект грёз даже не догадывался о вулкане, который клокотал в моём сердце: «В тебе так много жизни и тепла…». Краснела, словно школьница, при встречах. Его, большого и конопатого, называла «волосатым солнышком». Моя любовная пытка обернулась целым лирическим циклом».

Римме Федоровне было тогда 67 лет…

На её долю выпало много испытаний: она с болью говорила о сыне, увлёкшемся наркотиками – ныне известном писателе Егоре Радове:

«Сына удалось вылечить, ведь выбора не было. Сын есть сын. С сыновьями не разводятся. Это любовь и ответственность на всю жизнь. Крест, который надо превратить в радость и подарок. Счастье, что Егор сумел спастись. А вот его жена, мама моей любимой внучки Маши, – погибла».

Но, несмотря ни на что, Римма Фёдоровна продолжала жить и – любить эту сумасшедшую жизнь до последнего мгновения…А на вопрос журналиста: «Ради чего все-таки стоить жить? Ради славы, ради любви?», она ответила: «И мы дышим, поскольку нам дышится, и живем, потому что живем». Надо просто жить. Служить своему призванию. А слава, любовь… Они тебя найдут!.. Если ты этого стоишь».

А ты погляди вокруг и пойми…

Первые стихи Казаковой, принадлежавшей к поколению знаменитых «шестидесятников» наряду с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским, Рождественским, Кашежевой, были опубликованы в 1955 году, а уже в 1958 г. вышел первый сборник её стихов «Встретимся на Востоке».

Позже Римма Фёдоровна вспоминала: «Я чувствовала себя счастливой, что я на эстраде в «Лужниках», в Политехническом рядом с этими замечательными поэтами. И я училась. Я даже спрашивала у Роберта Ивановича Рождественского: «Вот я пишу о том-то и о том-то, я имею успех, но мне кажется, что что-то я не так делаю, что мне делать?». Он говорит: «А ты погляди вокруг и пойми, что волнует не только тебя, а других людей». И я училась, росла. И была в счастливом окружении тех, кого я люблю и уважаю».

Первое глубокое знание и понимание жизни были обретены Казаковой в годы, проведенные в Хабаровском крае, где суровая атмосфера таежной жизни, характер ее работы потребовали частых поездок и разнообразных контактов с разными людьми.

Она писала о себе: «Когда я была еще юной, мама меня спросила: «Чего ты хочешь от жизни?». Я сказала: «Хочу сама себя кормить, много ездить и встречаться с интересными людьми». Все эти надежды сбылись… Всю жизнь и сама себя кормила, и много ездила, и много повидала. …Я объездила весь Советский Союз, весь мир…»

В 1959 г. Казакова была принята в Союз писателей СССР. Через 5 лет окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького.
Римма Казакова – автор многочисленных сборников стихов, среди которых – «Там, где ты» (1960), «Пятницы» (1965), «В тайге не плачут» (1965), «Снежная баба» (1972), «Страна Любовь» (1980), «Возлюби» (1996), «Ломка» (1997), «Стихи и песни» (2000), «Безответная любовь. Про то самое» (2000), «Мгновение, тебя благодарю» (2006), «Стихи о любви» (2006), «Пора…» (2008) и многие другие.

Вечные темы советской поэзии

Однако миллионам россиян Казакова гораздо больше известна как автор замечательных стихов к песням «Ты меня любишь», «Мадонна», «Ненаглядный мой» и других. Эти песни звучали с эстрады в исполнении известнейших российских певцов – Майи Кристалинской, Анны Герман, Людмилы Зыкиной, Гелены Великановой, Аллы Пугачёвой, Ксении Георгиади, Александра Серова, Евгения Мартынова, Алексея Глызина, Льва Лещенко, Эдиты Пьехи, Валентины Толкуновой, Роксаны Бабаян, Ирины Аллегровой, Михаила Михайлова и других. Сама Римма Фёдоровна рассказывала: «Все началось в 1969 году. Пахмутова прочитала стихотворение «Ненаглядный мой» в журнале «Юность», и появилась песня. Потом я познакомилась с Сашей Серовым и с Игорем Крутым. А дальше с Аллегровой, Пугачевой, Лещенко, Киркоровым, Распутиной… Думаю, проще назвать тех, с кем я пока не успела поработать. Почти у каждой звезды хоть одна моя песня есть. Даже у «Стрелок», которые поют: «Я хорошая, а ты меня не любишь! Я люблю тебя, а ты такой плохой».

Наиболее широкую известность Казаковой принес цикл стихотворений, основные мотивы которого дружба, верность, любовь, материнство – словом, раздумья на «вечные темы». Некоторые из этих стихотворений стали популярными песнями у людей разных поколений.

В каждом из изданных сборников Казаковой присутствуют лирические стихи о спасительной силе и власти добра, чуткости, о любви женщины и мужчины, матери – к сыну, любви к природе, труду, работе, Родине.

Лирическая героиня Риммы Казаковой очень близка ее современницам. Это – личность, в высшей степени разносторонняя, живая, отзывчивая, внимательная ко всему, способная разделить чужое горе, умеющая слушать и слышать – и в то же время уверенная в себе и предназначенной ей миссии.
Римма Казакова много занималась переводами стихотворений с языков народов СССР (абхазского, кабардинского, литовского, таджикского и др.), а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

Женщина России

Яркая, талантливая, бескомпромиссная, Римма Казакова активно участвовала в политической и общественной жизни страны, баллотировалась в Государственную Думу от фракции «Женщины России».

С 1976 по 1981 гг. была секретарём правления Союза писателей СССР. С 1977-го года состояла в КПСС. Позже была избрана первым секретарем Союза писателей Москвы, которым и являлась до конца жизни. При её непосредственном участии по всей стране организовывались Пушкинские праздники поэзии, Дни литературы разных народов, она всячески способствовала возрождению поэтических вечеров в знаменитом Политехническом музее.

Была председателем Всесоюзного пушкинского комитета, членом правления Союза писателей СССР, членом редколлегий журналов «Юность» и «Крестьянка», членом Советского комитета защиты мира.

Римма Фёдоровна вела кропотливую работу с молодыми авторами, организовывала совещания молодых писателей. За свой подвижнический труд Р.Ф. Казакова была удостоена звания заслуженного деятеля культуры Узбекистана и Каракалпакии, награждена орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, орденом Кирилла и Мефодия I степени, премиями им С.Бородина СП Узбекистана (1981) и «Венец» (1997).

Являясь гражданской активисткой с ярко выраженной либеральной позицией, поэтесса в октябре 1993 года подписала «Письмо 42-х», в котором авторы призывали президента России запретить «все виды коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений», ужесточить законодательство, ввести и широко использовать жёсткие санкции «за пропаганду фашизма, шовинизма, расовой ненависти», закрыть ряд газет и журналов, в частности газеты «День», «Советская Россия», «Литературная Россия», «Правда», а также телепрограмму «600 секунд», приостановить деятельность Советов, а также признать нелегитимными не только Съезд народных депутатов РФ, Верховный Совет РФ, но и все образованные ими органы (в том числе и Конституционный суд).

Писатели потребовали запретить и «разогнать» все незаконные военизированные и вооруженные формирования, действующие на территории страны.

В 2000 году Р. Казакова была одним из авторов письма против возвращения «сталинского» гимна. Принимала деятельное участие в издании газеты«Информпространство», активно сотрудничала с общественной организацией «Единство», президентом которой являлся известный криминальный авторитет Владимир Податев (организация «Единство» была спонсором некоторых книг Риммы Казаковой, а сама поэтесса была сопредседателем «Единства»).

Звездный след

Поэтесса умерла внезапно – 19 мая 2008 года оторвался тромб. Была похоронена на Ваганьковском кладбище. А уже в июле 2008 года для поощрения молодых поэтов, не достигших возраста 35 лет, была учреждена литературная премия имени Риммы Казаковой «Начало».

Церемония награждения проходит в день смерти поэтессы – 19 мая. Положение о премии не предполагает её ежегодного вручения; по утверждению организаторов, она будет вручаться при «наличии достойных кандидатов и денежных средств». Первая премия была вручена 19 мая 2009 года поэтессе Наталье Поляковой «за яркое начало творческого пути».

А еще в памяти людской, конечно, навеки останутся искренние и неповторимые стихи. Стихи Риммы Казаковой.

Становлюсь я спокойной.
А это ли просто?

…Мне всегда не хватало
баскетбольного роста.

Не хватало косы.
Не хватало красы.
Не хватало
на кофточки и на часы.

Не хватало товарища,
чтоб провожал,
чтоб в подъезде
за варежку
подержал.

Долго замуж не брали –
не хватало загадочности.
Брать не брали,
а врали
о морали,
порядочности.

Мне о радости
радио
звонко болтало,
лопотало…
А мне все равно
не хватало.

Не хватало мне марта,
потеплевшего тало,
доброты и доверия
мне не хватало.

Не хватало,
как влаги земле обожженной,
не хватало мне
истины обнаженной.

О, бездарный разлад
между делом и словом!
Ты, разлад, как разврат:
с кем повелся – тот сломан.
Рубишь грубо, под корень.
Сколько душ ты повыбил!

Становлюсь я спокойной –
я сделала выбор.
Стал рассветом рассвет,
а закат стал закатом…
Наши души ничто
не расщепит, как атом.
1962

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» (e-mail: rossinskiye@gmail.com) по материалу «Люблю тебя. Работаю. Работаю. Люблю!», написанному Натальей Куличенко, специалистом по работе со СМИ и связям с общественностью Научно-методического отдела Национальной научной библиотеки РСО-Алания и присланному из г. Владикавказа в 2012 году.

Литература:

Ее произведения:

1. Казакова Р. Стихотворения, песни.- М.: ФСИЭП. 2011.- 496 с. – 2000 экз.
2. Казакова Р. Страна Любовь/Римма Казакова.- Москва, Молодая гвардия, 1980.

О ней:

1. Вечер поэзии: Репертуарный сборник.- Москва: Искусство, 1964.
2. Казак В. Лексикон русской литературы XX века / Пер. с нем.. – М.: РИК «Культура», 1996. – 491 с. – Тираж: 5000 экз.
3. Русская советская поэзия 50-70х годов: Хрестоматия/Сост. И.И.Розанов.- Минск: Вышэйшая школа, 1982.