Реставраторам стелы-панно «Радость труда» предстоит выполнить большой объем работы

стела-панно в настоящее время и на фото

Глава Тольятти Николай Ренц проверил ход работ по восстановлению стелы-панно «Радость труда».

— Получил искреннее удовольствие от встречи с молодыми людьми, сотрудниками ТГУ, выполняющими реставрационные работы. В глазах этих ребят горят азарт, вдохновение и целеустремленность, — отметил глава города. — Стела — это наше неповторимое советское наследие, она отражает историю нашей Родины, вехи, пройденные страной, жизнь народа. Судьба этого объекта волнует меня и как жителя Тольятти, и как руководителя города. Не сомневаюсь: когда мы завершим работы по реставрации, приведём в порядок прилегающую территорию, у нас появится уникальный памятник культуры и мозаичного искусства, который будет одинаково интересен и жителям России, и гостям из других стран.

Для того чтобы «Радость труда» предстала перед нами такой, какой видел её автор — художник-монументалист Юрий Константинович Королев, необходимо найти 226 цветов и оттенков смальты. В настоящее время команда Центра мозаики ТГУ собирает ее по всей стране. Многое удалось сохранить и из того, что отслоилось со временем от самой стелы. Но наиболее сложная проблема состоит в том, что не хватает смальты красных оттенков. Дело в том, что, когда многие объекты в России реставрировались, ту смальту, которая хранилась на складах, полностью использовали.

К счастью, удалось найти лабораторию, которая изготавливает смальту красных оттенков. Очень важно, что специалисты лаборатории делают все по советской технологии. Смальта – это стекло с добавлением пигментов. И каждая технология при одной и той же рецептуре дает разные оттенки. А для восстановления стелы-панно «Радость труда» чрезвычайно важно соблюсти цветовые решения, потому что точное повторение оттенков позволит передать всю красоту и замысел, которые были заложены художником.

По словам Градоначальника, работа над стелой выявила еще часть проблем, которые ранее не были понятны или были не до конца изучены. Степень адгезии слоя, на котором держится мозаика, оставляет желать лучшего — практически на 90% поверхности есть пустоты. Поэтому было принято решение крепить специальные арматуры химическими анкерами, это конструкция диаметром 20 мм. Необходимо просверлить отверстие глубиной 40-50 см, в него залить специальное самотвердеющее химическое вещество и погрузить туда стальную шпильку. Это каркас, на котором будет держаться мозаика. Все пустоты будут заполняться специальными растворами.

— К сожалению, технология, выбранная после консультации с ведущими специалистами-реставраторами, основанная на эпоксидных смолах, не подходит. Мы отказались от нее. Будем проводить инъекции всех пустот, но не снаружи, где, казалось бы, ближе и проще, а изнутри, сквозь фундаментные блоки, из которых состоит основа конструкции.

Конечно, это сложнее и дольше. Но так будет правильнее. Такое изменение приведет к удорожанию работ, но хорошо, что мы выявили данный аспект сейчас. Это позволит нам сразу провести качественные работы, чтобы через 5 лет конструкцию не повело и мозаика не начала отслаиваться.

Безусловно, объем работы, который предстоит выполнить реставраторам, большой, но я верю в их профессионализм и успех, — подчеркнул Николай Ренц.

космонавт на стеле-панно