Ребенок молчит, потому что ему стыдно, он думает, что дело в нем

ученик идет в школу

Международный день защиты детей придумали женщины. Собрались в Париже в 1949 году и крикнули на весь мир:

– Берегите детей! Всех подряд, независимо от цвета кожи и вероисповедания! Потому что они маленькие и самые беззащитные существа на свете!

А первый раз отметили новый праздник 1 июня 1950 года, в этом участвовало сразу 51 государство. Даже придумали свой флаг: в центре зеленого полотна – наша планета, а вокруг нее, взявшись за руки, стоят пять разноцветных человечков.

Тогда, после Второй мировой войны это было сильно актуально и понималось буквально: все помнили физическое уничтожение, голод, холод и… страх. Прошло немногим более 70 лет, а проблема защиты детей никуда не исчезла. На нашей многострадальной планете то и дело вспыхивают военные конфликты, случаются землетрясения, наводнения, пожары. Больше всех в таких ситуациях страдают женщины и дети. Об этом много говорят и пишут, снимают пронзительные фильмы.

Мое детство пришлось на застойные 70-е годы, и День защиты детей у меня прочно ассоциируется с началом долгожданных летних каникул и… с рисунками на асфальте. Поскольку художник из меня никакой, то и картинки получались однотипные: солнце, трава, деревья. Наверное, это мое видение мирного неба или детского счастья. Потом, через много лет, обнаружила в каком-то журнале похожие рисунки с подписью: «Пусть всегда будет солнце!» Значит, не одна я так рисовала!

Своим детям в первый день лета покупала торт, лимонад, и всей семьей мы ехали в парк, чтобы вдоволь покататься на аттракционах.

Сейчас 1 июня в детсадах и школах педагоги организуют увлекательные игры-бродилки под названием «квест» с поисками пиратского сладкого клада. А где-то по-прежнему рисуют мелками на асфальте.

Многие родители хоть раз в жизни задумывались, как помочь своему ребенку адаптироваться в современном мире, как уберечь его от фатальных ошибок, как защитить. Ведь проблем у детворы так же много, как и у взрослых. Просто нам они порой кажутся смешными и мелкими. Народная мудрость гласит: «Маленькие детки – маленькие бедки». Но эти «бедки» для самих малышей бывают достаточно серьезными. Не ошибусь, если скажу, что у каждого в детстве была своя психотравмирующая ситуация.

Буллинг. Это слово, как и само действие, уже прочно вошло в арсенал психологов и педагогов. В переводе с английского означает: хулиган, драчун, задира. Простыми словами, это – травля, агрессивное преследование одного человека другим.

В третьем классе меня травили в школе. Этакий пай-мальчик, тихоня по фамилии Родичкин сидел недалеко от меня и не обращал никакого внимания. Когда заканчивался последний урок, я быстро (так мне казалось) кидала учебники в портфель, украдкой поглядывая на своего преследователя. А тот не спеша складывал свои вещи и вроде даже не глядел в мою сторону.

Я мысленно радовалась, что успею от него удрать, но, выйдя из школы, обнаруживала, что он с другим учеником почти рядом. Они шли за мной, по пути выламывали гибкий тополиный прут, потом старались приблизиться и ударить по ногам. Но я очень хорошо бегала, им редко удавалось меня догнать. Кстати, напарники у «агрессора» часто менялись. Видно, не нравилось мальчишкам быть исполнителями чужой воли, поэтому иногда Родичкин преследовал меня один.

Сейчас не могу понять, почему ничего не говорила родителям. Ведь с мамой была очень близка и доверяла ей все школьные тайны, кроме этой. Недавно прочитала: «Ребенок молчит, потому что ему стыдно, он думает, что дело в нем». Мне и сейчас стыдно, но уже за то, что не смогла дать сдачи, не пожаловалась взрослым, в общем, даже не пыталась защищаться, а просто убегала.

Как-то раз задумчиво брела из школы домой и потеряла бдительность. Но мой преследователь оказался хитрее: подкрался незаметно. Неожиданный и болезненный удар по ногам заставил меня вздрогнуть. Я привычно побежала, набирая скорость, а слезы просто лились из глаз. И вдруг услышала громкий мужской голос:

– Мальчик, ты зачем это делаешь?!

Оглянулась, увидела мужчину, который кричал на Родичкина и, по-моему, держал его за ухо. После того случая травля прекратилась. Эту историю я спрятала в самый дальний уголок своей памяти и думала, что благополучно забыла…

Меня в детстве иногда удивляли внешность или смешная фамилия одноклассников. Но никогда не возникало желания из-за этого кого-то дразнить, унизить словом или ударить. Откуда это берется в детях?

Через много лет буллингу подверглась уже моя внучка. Обычная школа, начальные классы. Там в роли агрессора выступили… девочки. У Лены была подружка-соседка, с которой они вместе ходили в детсад, потом пошли в первый класс. К ним присоединилась третья девочка, Настя. Какое-то время дружили все вместе, потом третья стала оттеснять Лену.

Такое часто случается, но здесь всё пошло не так. Внучка, конечно, переживала предательство своей лучшей подруги, но с помощью родителей справлялась со своей обидой. Настя же стала восстанавливать других девчонок против Лены, дразнить, обзывать и придумывать всякие гадости. Дошло до того, что они объявили однокласснице бойкот.

Пришлось вмешаться маме. Она поговорила с учителем и всей женской половиной класса. На время все успокоились. Однажды утром Лена разрыдалась и заявила, что в эту школу больше не пойдет. Молоденькая учительница сказала:

– Я наблюдаю за детьми. Ваша дочь – девочка умная и независимая. Этим она отличается от большинства учеников класса. Поддерживаю ее, как могу, но за пределами школы я бессильна.

Выводы мы сделали сами. Дочь обратилась за помощью к частному психологу и параллельно стала искать новую школу. Первые посещения специалиста принесли внучке небольшое облегчение, а потом она сказала мне по секрету от родителей:

– Не хочу ходить к ней на беседы. Ее главный совет: не обращай внимания. А вот как это сделать? Я уже полгода стараюсь не обращать внимания – не помогает. Второй совет: подумай, может, ты сама виновата. А в чем моя вина?

Эти два совета говорят о полной некомпетентности педагога. Даже десятилетний ребенок это понял.

Пока в нашем обществе школьная психологическая служба помощи только-только начинает развиваться. И далеко не во всех школах работают высокопрофессиональные психологи.

На следующий учебный год Лена успешно сдала экзамены в гимназию… Там уже отучилась три года. Она очень дружна с одноклассниками, их классный руководитель – психолог. Вместе ездили в Самару и Волгоград. Я как-то спросила внучку:

– Не обижают тебя в школе?

– Нет, всё просто замечательно.

– А что, там дети другие?

– Да вроде такие же. Просто они… добрые!

Думаю, детская доброта напрямую зависит от родителей. Если они живут жизнью своих чад, помогают учиться, развивают их способности, водят в различные кружки, то дети не будут злыми и завистливыми.

Я работаю учителем-логопедом в детском саду: занимаюсь коррекцией речи. Возраст моих подопечных «почемучек» – от пяти до семи лет. Дети всем доверяют, они без опаски принимают от вас еду, доверчиво следуют за вами, не ищут скрытых мотивов. Малышу купи сладости, и он твой друг на всю жизнь. Мы, педагоги, периодически разговариваем с дошколятами на тему безопасности. Вот выдержки одной из бесед.

– Ребята, поднимите руку, кто гуляет во дворе один, без родителей?

Оказалось, что таких нет. Правда, несколько человек бывают на прогулках со своими старшими братьями или сестрами.

– Почему нельзя гулять в одиночку?

– Потому что тебя может схватить бандит, – выкрикнул Миша.

– А как ты его узнаешь?

– Это легко сделать: он же будет в маске!

– Но бандит может и не надеть ее.

– Он будет в специальном черно-белом костюме, – со знанием дела пояснил Артемий.

– Как в компьютерной игре или мультиках?

– Да!

К сожалению, пятилетние дети еще не отличают реальную жизнь от вымышленной.

– Представьте, что вы оказались на улице без родителей, и к вам подошла добрая женщина. Она сказала, что ваша мама попросила ее передать игрушку, только надо пойти к ней домой и взять этот подарок. Пойдете?

Наступила тишина: дети задумались. По лицам многих было видно, что они не знают, как поступить. Потом Аня кивнула в знак согласия. Сережа сказал, что останется сидеть на лавке. Влад попробует договориться с ней или пойдет, но только вместе с другом. Миша тоже пойдет, но, если что, убежит домой.

– Это чужая женщина. А с чужими нельзя уходить! – после всех ответов констатировала Лера.

Потом обсуждались похожие ситуации, но с котенком или щенком, большим количеством конфет и катанием на крутой машине. Ответы детей были разные, что очень тревожит и заставляет задуматься. Отметила для себя, что надо обязательно поговорить об этом на родительском собрании.

– Конфеты без спросу брать нельзя, – твердо сказал Дима, – но я пойду за конфетами, чтобы всех угостить.

– А я пошел бы с Димой за вкусняшками, – улыбнулся Миша. – Хотя это могут быть обман или ловушка…

– Если что, бандита можно обмануть. Сказать: смотри, вон птичка, он поднимет голову, а мы быстро убежим, – объяснил Артемий.

Универсального способа защиты не существует. Простая закономерность: чем меньше ребенок, тем меньше у него жизненного опыта. А взрослые должны этот опыт ему передавать всякими доступными путями. Просто быть рядом и вместе делать уйму дел: играть, заниматься спортом, читать сказки, разговаривать, рисовать, гулять, слушать музыку, фантазировать и мастерить. Это и есть та незримая защита, которая постепенно сделает ребенка умным, крепким, независимым и решительным.

Польский врач, писатель и педагог Януш Корчак посвятил свою жизнь детям-сиротам. Когда фашисты вошли в Варшаву, для него началась борьба за жизни своих воспитанников. Вместе с ними он пошел в концлагерь смерти, в Треблинку. Трижды ему предлагали спастись, трижды он отказывался. И шагнул в газовую камеру вместе с детьми. Их было 200 человек…

В книге «Как любить ребенка» Януш Корчак советовал: «Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня».

Это сказал человек, у которого не было родных детей, но он помогал расти чужим, что гораздо труднее. А его заповеди до сих пор помогают современным родителям понять своих собственных детей.

Всех читателей – с наступающими праздниками: началом лета и Международным днем защиты детей!

Наталья Жукова, учитель-логопед

Газета «Вольный город Тольятти»