Разве дачники виноваты, что пропали бабочки?

бабочка на камне

Пожертвует ли истинный дачник своим выходным днем ради лекции? Ответ напрашивается отрицательный. Ну, а если завершающая тема лектория краеведческого музея «Город. Инструкция по применению» звучит так: «Экология дачи»? Всё равно, слушателей было совсем немного. До сентября лекторий уходит на каникулы, и теория заменяется практикой.

Лектор Станислав Саксонов, заместитель директора института экологии, признался вдруг, что сам он дачников… не понимает, что ли:

– Мне повезло, у меня дом в Бахиловой Поляне. Рядом овраг, где бродят кабаны…

А это море крыш, на которое он любуется, подъезжая к плотине ГЭС, конечно, особой зависти не вызывает:

– С одной стороны – элеватор, с другой – трасса и шлюзы…

Тем не менее, как отметила одна из слушательниц, дачные массивы на карте занимают территорию, сопоставимую с городом, если не больше. При этом, как добавил уже лектор, земли под участки принято было выдавать порой в самых неожиданных местах:

– Я долго не знал, что напротив заводов в промзоне Центрального района находится несколько кооперативов.

– Да там всё растет! – подал голос слушатель из зала, – палку уронишь, и та прорастет…

– Конечно, причем прямо из воздуха!

Ведь действительно, азот – самый распространенный химический элемент, получаемый из атмосферы.

С другой стороны, под дачи и, что гораздо хуже, по мнению Саксонова, индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) отдаются ценные территории, которые надо бы охранять:

– Мы хотели Муравьиные острова сделать памятником природы, но не успели. Их отдали в аренду.

Еще одна необычная территория, где дубы растут на песках, находится между Федоровкой и Шлюзовым. Но там хоть нет ни дач, ни коттеджей. Пока.

Клочок земли в шесть соток – предмет гордости, место для релаксации? Сомнительно вообще-то, если речь о среднестатистической дачке. От соседей отделяет лишь сетка-рабица или узенький проезд, где две легковушки не разъедутся. Из зала спросили:

– Что полезнее для природы, для экологии: дачное подсобное хозяйство или промышленное производство продуктов питания?

– Второе, конечно. Оно контролируется. Кроме того, дешевле в пересчете только кирпичей на строительство.

– Но ведь дачи, как вы уже отметили, располагаются на территориях, не востребованных производством.

– Ну, конечно, если дачник в своей загородке жарит шашлык, это значительно лучше, чем если он пойдет в лес с той же целью. Кстати, это очень интересная тема, подойдет даже для научной статьи, спасибо вам за идею!

Так что дача, конечно, уступает в полезности и уюте дому в деревне. Ну, а если говорить о доме в Бахиловой Поляне… Погуглите хотя бы цену тамошних участков. Но от дачи меньше вреда, чем от пригородных коттеджей:

– ИЖС не ограничены в потреблении…

Дача – это, получается, такой буфер между городом и природой. Через который довольно свободно просачиваются самые разные виды флоры и фауны. Поэтому очень часто лектор переходил от сугубо дачных вопросов и проблем к глобальным. Например, речь зашла и о мусорных полигонах, которые устраивают в оврагах без должной гидроизоляции:

– А потом мы удивляемся, что Волга цветет. Но ведь сине-зеленые водоросли питаются соединениями азота и фосфора, в избытке поставляемыми отходами цивилизации…

При этом далеко не только дачники устраивают свалки в оврагах. Если смотреть глобально, то не так уж велико влияние на экосистемы наших скромных дач.

Укорить можно, да и нужно, пожалуй, тех, кто по осени бросает кошек и собак в пригородах. Это бесчеловечно, потом соцсети пестрят жалостливыми призывами приютить котят и щенков. А с другой стороны, бывшие домашние хищники дичают и уходят в окружающие леса, нарушая сложившийся там природный баланс.

Мы уничтожаем муравьев. А что делать? Они, согласился Саксонов, размножают на участках тлю и разносят болезни.

Но это на дачах. А в лесу не мы хозяева, там трогать муравейники нельзя. Инсектициды, которыми травим на своих сотках насекомых, могут убить и полезных пчел. Поэтому Станислав Сергеевич посоветовал приобретать препараты с пометкой «Безопасно для пчел». И еще рассказал интересную историю:

– В самарском университете есть специалист по бабочкам Сергей Сачков (и фамилия подходящая! – прим. авт.). Так он отметил, что до появления и широкого распространения мобильной связи бабочек было больше, а их видовое разнообразие шире. И действительно, подтверждается, что эти волны воздействуют на живую среду…

Существуют краткосрочные и долгосрочные векторы эволюции. Вряд ли дачник навредит природе в серьезной перспективе так, как крупные производства и глобальные технологические новшества. Даже препараты и удобрения, которыми мы пользуемся, далеки от степени воздействия на природу от тех, что в промышленных масштабах использует отрасль сельского хозяйства.

Но и природа обладает вполне разрушительной по отношению к себе самой силой. Всё меняется, виды появляются и исчезают. Существовала планета без человека, будет когда-то и без него существовать. А пока:

– Через три тысячи лет дубы, например, у нас окончательно исчезнут…

Один слушатель – дачник со стажем, по его словам, 50 лет владеющий дачей на Комсомольских озерах, отметил, что в лесу появилась войлочная вишня.

– Степная вишня – наш обычный вид, – возразил Саксонов.

Некоторое время выясняли, но так вроде и не выяснили: войлочная и степная вишня – название одного вида или разных? А я вспомнила, что если не 50 лет назад, то всё равно очень давно мы ездили с мамой собирать дикую вишню именно туда, к комсомольским дачам. Из этой вишни варенье было гораздо душистее, чем из садовой. И малину мы собирали дикую, в лесу за автовокзалом, где нет и не было никаких дач.

Немногочисленные слушатели лекции тоже поделились своими наблюдениями. Но они уже выходили за пределы дачных наделов. Оказывается, в лесу орудует листовертка, аж хруст слышен. Сосны в Портпоселке оплели и душат лозы девичьего винограда. Другие сосны, уже за пределами города, вдоль шоссе – где узюковский лес – желтеют и гибнут. При этом даже экологи еще не все причины заболеваний деревьев могут объяснить. И пока лишь ищут методы борьбы с инвазивными видами: ведь у нас уже появились и германские осы, и тарантулы!

Поговорили о грустном, но разошлись на хорошей, доброй ноте, задав вопрос лектору:

– А где у нас можно полюбоваться цветением диких тюльпанов?

Казалось бы, на дачах у всех растут и уже отцвели выведенные селекционерами культурные тюльпаны самых модных расцветок. Но естественная, живая природа всегда будет в приоритете, с какой точки ни посмотри…

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»