Разнообразие не для бедных?

прилавко с колбасными изделиями в продовольственном магазине

На днях в некоторых федеральных СМИ рассказали о сокращении ассортимента продуктов в торговых сетях. Только за июль ассортимент в магазинах снизился на 2,3% для продуктов питания и на 1,8% для непродовольственных товаров.

При этом эксперты, привлеченные этими СМИ в качестве спикеров, спешат успокоить: всё дело… в уменьшении средней площади торговых площадей магазинов. Мол, тренд на малые торговые площади заставляет ритейлеров оптимизировать ассортимент, оставляя на полках только самые ходовые товары. Вот только откуда у торговых сетей взялся тренд на оптимизацию площадей, эксперты деликатно умалчивают. И почему одни товары были много лет ходовыми (то есть имели спрос), а потом вдруг перестали таковыми быть – на этот вопрос журналисты тоже предпочитают не распространяться….

Несмотря на небольшой общий процент снижения ассортимента, в некоторых сегментах товарной продукции он галопирует. К примеру, выбор алкогольной продукции сократился на 5,6%, а средств по уходу за детьми стало меньше на 8,3%. Одна из причин – сокращение запусков новинок.

По данным аналитиков сферы, еще год назад новинки запускали активнее. Сколько ни вкладывай в производство продуктов питания, если деньги утекают в монопольные сферы «доения» граждан – ЖКХ, бензин и им подобные – граждане будут экономить на еде. В этом смысле зачем производить новые виды продукции, если спроса на нее не будет. Инфляция пожирает индексацию пенсий, поэтому яички, молоко, хлебушек и гречка – стандартный набор миллионов пенсионеров. Не до изысков.

Еще одна причина сокращения выбора, считают СМИ, кроется в оптимизации торговых площадей.

Так, за первую половину 2025 года средняя торговая площадь продуктовых сетей сократилась на 0,7% – до 312 квадратных метров. Снижение не суровое, но это только пока. По данным информационного агентства Infoline, в 2025 году тенденция на сокращение торговых площадей продолжает усиливаться.

По данным аналитиков различных агентств, за последние три года ассортимент в магазинах «оптимизировали», т.е. сократили, на 15–20 процентов.

Александр Осипов, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 02.10.2025
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022