В 2015 году вырастет налоговая нагрузка почти для 2,3 миллиона предпринимателей, которые платят единый налог на вмененный доход (ЕНВД). По расчетам РБК, предприниматель, который занимается торговлей в магазине площадью 50 кв.м, увеличит платежи в бюджет примерно на 20 тыс. рублей в год.
Чем обусловлено такое закручивание гаек и к чему это приведет? Страна постепенно погружается в кризисное состояние. В условиях действия западных санкций, падающего рубля и растущего совокупного долга региональных и муниципальных бюджетов государство идет по пути ужесточения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Задачи правительства очевидны — необходимо выполнять взятые на себя социальные обязательства, осуществлять пенсионные выплаты, нести дополнительные расходы по вновь приобретенным территориям и продолжать держать санкционный экономический удар мирового гегемона. Но простите, почему и зачем это делать за счет самых слабых звеньев российской экономики? По итогам 2013 года доля малого и среднего бизнеса в структуре налоговых доходов государства составляла примерно 4%. Что вы там хотите дополнительно выжать? С 2015 года малые и средние предприятия, находящиеся на УСН, будут платить налог на имущество с его кадастровой стоимости, от которого раньше были освобождены. Будут платить налог на землю также с кадастровой стоимости, которая зачастую выше рыночной, а выросший ЕНВД просто раздавит «ипэшников» либо заставит их всех уйти в тень. Известная зависимость — чем выше налоги, тем больше бизнеса в тени и меньше налоговые сборы.
Надо же понимать, что сейчас выручка и доходность у предпринимателей не растут, а снижаются. Покупательский спрос уменьшается, потому что замедляется экономика, сужается денежная база, люди встревожены, предприниматели осторожничают с кредитами, уменьшился горизонт планирования. Как можно развивать свой бизнес, когда ежегодно растущие дефициты местных бюджетов пытаются заштопать дополнительными поборами от того, что не забрали федералы? Более того, изменение таких социально значимых налогов необходимо вводить после обсуждения с общественностью, с привлечением специализированных организаций, которые профессионально работают с предпринимательской средой.
Мы должны себе четко ответить на один простой вопрос: мы сырьевая экономика или нет? Если сырьевая, то давайте, как в Арабских Эмиратах, качать нефть и жить за ее счет, не мучая народ, прославляя одну партию и одного шейха. Если не сырьевая, либо не хотим таковой быть, так давайте эффективно использовать нефтяные доходы, в том числе вкладывая их в малый бизнес, а не изымая последнее. Это одна из основ для инновационного развития экономики, появления новых технологий и роста самозанятости населения. Кроме того, это рост активного среднего класса граждан. Причем специалисты знают, что для нашей экономики и наших госкорпораций такие послабления для малых предприятий не сложны и не обременительны. Как никогда актуален призыв — хватит кошмарить бизнес. Если не дадим пропасть малому бизнесу, то в будущем выиграют все — и государство, и граждане, которые должны не только слышать и слушать друг друга, но и действовать в общих интересах. Только так мы станем сильным, конкурентоспособным и современным государством.
фото: ponedelnik.infoАндрей Дроботов, директор дирекции по корпоративному развитию и персоналу Тольяттихимбанка
Общественно-политическое издание «Постскриптум»