Разбивая стереотипы: Мужчина, который вяжет

26-летний драматург, педагог, детский писатель Надежда Щербакова хочет успеть как можно больше.

В Молодежном драматическом театре (МДТ) идут аж три спектакля, поставленные по произведениям Щербаковой: «Моя собака любит джаз» (инсценировка Надежды по рассказам Марины Москвиной), пьесы «Я девушка, ищу парня», «Мужчина, который вяжет». Премьера третьей постановки состоялась на днях, с нее, собственно, и начался новый театральный сезон.

Режиссер премьерного спектакля «Мужчина, который вяжет» Олег Куртанидзе представил зрителям Надежду Щербакову как молодого, но плодовитого и очень позитивного автора. Очередную ее пьесу, поставленную на сцене МДТ, Олег Амиранович охарактеризовал как необычное произведение. И я с ним согласна – ну где, скажите, вы видели мужчину, который вяжет? Причем не просто вяжет, а именно подарок для своей любимой девушки! Может, в какой-нибудь либеральной Британии это и встречается, а у нормального русского мужика не может быть таких дел. Мужицкое дело – футбол смотреть, водку пить и носки грязные по квартире разбрасывать.

Вяжут под Оззи Осборна

Премьерный спектакль МДТ разбивает все привычные стереотипы: в нем, например, вяжет следователь по особо важным делам. У него есть любимая жена и не менее обожаемая маленькая дочка. Но по ночам он берет в руки исключительно нитки и спицы. Свое пристрастие объясняет просто: «Из-за служебных обязанностей мне каждый день приходится разбираться, почему друг убил друга, внук – бабушку, муж – жену. Вы и представить не можете, каково это – жить в вечной темноте, во мраке. Когда я увидел объявление о наборе на курсы вязания с призывом: «И пусть станет мир теплей», не раздумывая, на эти самые курсы и пошел». Кроме следователя по особо важным делам к вязанию пристрастились трепетный влюбленный юноша и бывший гонщик, когда-то летавший на своем мотоцикле выше облаков. Почему, если мужчина вяжет, он обязательно воспринимается как какой-то странный, слабый? Чем мужчина с паяльником лучше мужчины с вязанием? Ведь вязание берет свои корни в плетении, именно мужчины когда-то поголовно плели защитные кольчуги, рыболовные сети…

У каждого героя спектакля – своя пронзительная история, рассказанная на фоне музыки. О музыкальном ряде хочу сказать особо, потому что подбор песен, звучащих со сцены, никого не оставит равнодушным. Герои вяжут под Бориса Гребенщикова, Оззи Осборна, группу «Ленинград», «Rammstein» и даже Drop Your Anchor (metal cover песни Натали «О боже, какой мужчина»). Как признался режиссер Олег Куртанидзе, ассоциативный ряд спектакля говорит о том, что за серыми фасадами штампованных многоэтажных домов скрывается хрупкое и нежное существо – человек.

Спасибо тебе, влюбленный программист

Посмотрев спектакль, я задала несколько вопросов драматургу Надежде Щербаковой, приехавшей на премьеру.

– Вы признались в интервью, что не любите придумывать сюжет своих пьес. Был ли реальный прототип у «Мужчины, который вяжет»?

– Да, все началось с того, что один друг как-то прислал мне фотографию, где он вяжет шарф для своей девушки, которая ему очень нравится. Вообще-то, он программист, ему 29 лет, вязать его научила мама. Парадокс: профессия у человека мужская, а он вяжет, занимается женским, казалось бы, делом. Сила любви настолько велика… А тут еще моя мама рассказала, как ехала в метро и увидела парня, который сидел и вязал. Весь вагон на него смотрел – одни с недоумением и удивлением, а другие с улыбкой. Поскольку мир сейчас сконцентрировался в Интернете, на форумах, я стала искать материал о вяжущих мужчинах там. И нашла столько историй, споров, стереотипов по этому поводу! Женщины, которые спорят в пьесе и в спектакле, – это реальные люди, дискутирующие на форуме. Я стала думать о мужчине, который вяжет, в разных аспектах, потом несколько историй объединила в одну пьесу. А другу-программисту сказала: «Спасибо за фото, благодаря ему я сочинила пьесу». «Ничего себе», – удивился он.

– Подбор музыки – режиссерское решение. В спектакле песни звучат постоянно – от Любы Успенской до Оззи Осборна, вы с Олегом Куртанидзе вопрос музыки обсуждали?

– Нет. Мы долго разговаривали по телефону, он мне рассказал про новую форму. Думаю, что каждый режиссер имеет право на свое решение. Я не думала о музыке, рассказанные в пьесе истории казались мне бытовыми. Если из них родились музыкальные образы – это интересно.
В перспективе – авторское кино

– Вы преподаете (доцент на кафедре культуры и искусства в Московском гуманитарном университете (МосГУ). Помимо пьес пишете детские рассказы. Что для вас важнее – преподавательская деятельность или драматургия, писательская стезя?

– Написание пьес. Преподавательская деятельность мне нравится, поэтому не только учу студентов, но и сама учусь у них. Мне нравится передавать свой опыт. Драматургия – это образ жизни, то, без чего не могу жить. А преподавание – работа, профессия, знания, которыми хочется поделиться.

– У вас так рано проснулись педагогические потребности. Плюс вы пишете рассказы и сказки для детей. Может, все это не просто так?

– У меня бабушка хотела быть педагогом, но у нее не получилось из-за рождения троих детей. Возможно, от нее передалось желание делиться своим опытом, чувствами и мыслями.

– Вы и пьесы пишите, и преподаете, и учитесь на курсе у знаменитого режиссера Камы Мироновича Гинкаса в театральной школе Константина Райкина. Что вами движет: кипучая энергия, тщеславие, жажда творчества, желание стать настоящим профессионалом и зарабатывать?

– Как у любого творческого человека у меня есть амбиции. Плюс энергии во мне много. Пусть мне не так много лет, но я чувствую, как время уходит. И надо успеть, как можно больше сделать в жизни. Мне все время кажется, что опаздываю.

– Высшее профессиональное признание для актеров и режиссеров кино – получение «Оскара». А для вас как для драматурга какая награда важна?

– Признание зрителей. Главное, чтобы мой замысел заразил режиссера, он в свою очередь – актеров, чтобы это отзывалось в зрителях. Когда приходишь в театр, должно возникнуть чувство сопричастности, что все происходящее на сцене относится к тебе. Хочется максимально погрузиться в человеческую психологию. Для меня не награды важны, а реакция зрителей.

– Что можете сказать о своем сотворчестве с коллективом МДТ, где идет уже третья ваша постановка?

– Театр для меня стал родным. Мои пьесы поставили три разных режиссера (Алина Гударева – «Моя собака любит джаз», Олег Толоченко – «Я девушка, ищу парня», Олег Куртанидзе – «Мужчина, который вяжет». – Прим. ред.). Каждый со своим решением и видением. Интересно было наблюдать, как каждый рождал что-то свое на материале моей пьесы.

В конце нашей беседы Надежда Щербакова призналась, что, возможно, в будущем будет делать авторские проекты в области кино. Она выпускница ВГИК (факультет драматургии, мастерская А.Я. Инина), а ее муж – теле- и кинооператор. Хочется пожелать ей удачи и на этой очередной для нее творческой стезе. Особо хочу отметить, что премьера спектакля «Мужчина, который вяжет» состоялась 22 сентября – в день рождения папы Надежды Щербаковой – Сергея Дмитриевича. Он родился в Тольятти, потом уехал учиться в Самарский медицинский институт, стал хирургом-онкологом, а сейчас работает в Москве. Ему посвятила Надежда Щербакова свою очередную премьеру, поскольку он очень помог дочери с профессиональным становлением.

“Для меня не награды важны, а реакция зрителей, их признание”.

Наша справка
В 2012 году в издательстве «Спутник+» был издан сборник рассказов Надежды Щербаковой «Было время». В июле 2015 года в издательстве «Самокат» вышла ее книга для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказки внутри».

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы», oleangelina@yandex.ru

Надежда Щербакова на рабочем месте

фото: «Площадь Свободы»

фото: из открытых источников