Радости Марии

    мария кузнецова тольятти
    фото: «Площадь СВОБОДЫ»

    Специалист центра урбанистики ТГУ Мария Кузнецова победила во Всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия» в номинации «Мой город»

    – Мария, судя по тому, что ваш центр представляет свои проекты на федеральные конкурсы не впервые, могу предположить, что и золотая медаль за победу в нынешнем тоже не первая.

    – Да, в прошлом году в конкурсе на этой же платформе мы победили в двух номинациях, а проект «32 квартал» взял золотую медаль.

    – Жизнь с медалями как-то меняется?

    – Нет, это не грантовый конкурс. Он больше направлен на то, чтобы как-то поддержать, помочь проектам развиться. Оказать конкурсантам и победителям где-то административную, где-то информационную поддержку, помочь найти партнеров в других сферах, чтобы проект мог развиваться всесторонне.

    – Чтобы мог развиваться, но, похоже, 32-й квартал как-то не очень развивается…

    – Развивается, но не так быстро, как хотелось бы, конечно. Некоторые действия по проекту приостановлены, потому что случилась пандемия.

    – Пандемия как озабоченность и как оправдание?

    – Мы стараемся организовывать мероприятия, создавать события, чтобы люди видели, что на территории 32-го квартала происходит какая-то активность, и принимали в ней участие. Сейчас очень важно оживить пространство, наполнить его жизнью, но это нельзя сделать сверху. Нужно чтобы люди сами этого захотели. Нынешней весной должно было состояться обсуждение нашего проекта благоустройства квартала, но общественное обсуждение в условиях пандемии просто невозможно. Планировался фестиваль 32-го квартала, который должен был пройти одномоментно с Днем города, но и это пока тоже пришлось отложить до следующего года. В прошлом году наш центр урбанистики взял грант на организацию архитектурного фестиваля, но, естественно, и его мы были вынуждены перенести.

    – Голубые мечты студентов или просчитанная программа действий, Мария?

    – Эта инициатива имеет малое отношение к студентам, хотя они, конечно, тоже привлекаются к участию в проектах центра. Скорее, это инициатива людей, которые могут что-то сделать.

    Радость труда

    – Для своего нынешнего конкурсного проекта вы выбрали чрезвычайно больную точку в городе – стелу «Радость труда». Почему именно ее и в такое время?

    – Городом уделяется очень много внимания этому объекту: о нем говорят, возле него проходили народные акции, общественные деятели создали группу, чтобы привлечь внимание к восстановлению этого уникального объекта. Мы с коллегами тоже заинтересованы поработать над его реставрацией, хотя в нынешней ситуации в этом есть большая доля риска.

    – Какие эмоции вызывал у вас этот объект вне профессии? Советские сюжеты… Первое название стелы – «55-летие СССР»…

    – До какого-то времени я про эту стелу ничего не знала. Скорее всего, потому что родилась и живу на Шлюзовом и некоторые новозаводские объекты просто территориально не были мне знакомы. Но потом мое личное отношение к стеле стало очень теплым. Я очень люблю советскую архитектуру, советское искусство, с интересом изучаю историю нашего города. Мне хочется, чтобы у молодых людей, у наших студентов эта тема не оставляла негатива, который иногда есть в отношении ко всему советскому. Бесспорно, что создание такого объекта – огромное достижение, его значимость в сфере искусства огромна.

    – С чего началась ваша работа над проектом?

    – Сам проект начался около полугода назад. Мысли о восстановлении стелы у моих коллег были и раньше, но более активно мы начали заниматься этой идеей осенью.

    – В теории?

    – И на практике тоже. Основной упор в университете сейчас делается на работу центра мозаики.

    – Центр создавался ради восстановления стелы?

    – В том числе. Конечно, планируется использовать его возможности для работы и с другими объектами в городе, но в первую очередь он сейчас необходим для реставрации этой стелы.

    – Центр уже функционирует?

    – Сейчас закупается оборудование, выделено помещение. Директор центра, художник Алексей Зуев, проходит обучение. Насколько я знаю, планируется развивать штат, набирать новых людей, обучать студентов. Предполагается, что мы своими силами сможем работать над восстановлением стелы. Хотя производить смальту мы здесь не сможем, нужно будет ее заказывать, но работать с ней возможности будут. Сейчас мы обращаемся к администрации города и области, чтобы они смогли выделить на это какие-то средства. И очень надеемся на это, потому что объект имеет федеральное значение. Нужны вложения извне.

    Новая актуальность

    – Предположим, мозаика из пострадавшей смальты восстановлена. А что дальше?

    – Мы предполагаем, что с восстановлением стелы ничего не изменится.

    – Так как же быть?

    – Если ее просто отремонтировать, то объект так и будет стоять. Мы считаем, что нужно создавать его новую актуальность. Нужно продвигать его как значимый объект, как новую достопримечательность города.

    – Новую-старую…

    – Ну да, новую-старую. Нужно актуализировать ее значимость, потому что стела «Радость труда» – наше культурное наследие в масштабе не только города, но и страны. Нужно создавать вокруг нее какую-то инфраструктуру. И у нас на этот счет есть три варианта развития событий.

    Третий, самый интересный вариант – это создание арт-кластера. Вы же помните, что создавал стелу Юрий Королев, который когда-то был директором Третьяковской галереи? Сейчас в Самаре открывается филиал Третьяковки, и мы считаем, что Третьяковка под открытым небом в Тольятти – это некое пространство, в котором и сама стела могла бы стать объектом какой-то экспозиции. Вокруг нее могут проходить некие арт-события, выставки, встречи художественной элиты.

    – Вы победили в конкурсе. Были ли вам интересны проекты соперников?

    – Конкурс проходит уже 17 лет. Интересных проектов много. Но есть у этого конкурса такая специфика – проекты в нем очень разные. Я бы сказала, разнонаправленные. Но ведь главное в проекте – это не то, что именно предлагается его авторами. Главное – это инициатива и желание что-то менять вокруг себя, что-то для этого изменения и улучшения делать.

    Есть идея

    – Маша, вы родились здесь, в Тольятти, и уж точно не в самое красивое его время. Менялись ли ваши личные ощущения от родного города со входом в профессию?

    – У меня всегда было ощущение своего, родного, любимого города. Никогда не было негатива. У нас много зелени, много открытых пространств, широкие улицы, по которым можно гулять и получать от этого удовольствие. Мне в Самаре и даже в Питере тесно. Когда я начала погружаться в профессию, начала погружаться и в историю города, оценивать масштабы его строительства, и это не могло меня не захватить. Я все больше и больше интересуюсь городом и люблю его. Хочется его менять, развивать и поддерживать. Хочется, чтобы он стал лучше.

    – Представим гипотетически, что вы открыли собственное архитектурно-дизайнерское бюро. Исходя из личных интересов Марии Кузнецовой, что бы вы начали делать в первую очередь?

    – Сложный вопрос… Хотя у меня есть одна идея фикс. Мне очень хотелось бы преобразить Шлюзовой и Комсомольский районы как ворота в город. Есть промежуток, который разрывает эти два района. Там, где как раз проходит трасса, с которой многие на автомобилях, может быть, впервые попадают в Тольятти. Заброшенные складские и какие-то неприглядные технические помещения, пустыри с линиями электропередач. Хочется, чтобы это место люди видели иным.

    – Проект – дело интересное. Но можно списать любой провал или недодел на кризис и отсутствие денег. Насколько вы и ваше поколение реалисты?

    – Я больше отношусь к реалистам. Любую идею могут поддержать. Вопрос в том, как ты себя позиционируешь, что хочешь этой идеей сказать. Заявить, что все вокруг плохо, а я хочу сделать хорошо, точно не прокатит. Нужно вести диалог доказательно и серьезно.

    – То есть с «Радостью» все прокатит?

    – Надеемся.

    Справка

    Мозаичная стела-панно «Радость труда» – (первоначальное название «Стела 55-летия СССР») впечатляет размерами – 100 м в длину, 5 м в высоту и 3 м в ширину. Объект создавался четыре года (1977-1981 гг.). Общая площадь мозаики – 530 кв. м. Для стелы использовали более 3,5 млн отдельных элементов смальты (около 100 оттенков). Проект по восстановлению стелы инициировал ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал.

    Марта Тонова, газета «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru