На этой неделе АВТОВАЗ после трехнедельного простоя вышел на работу.
Правда, 18 мая с конвейера сошло вдвое меньше автомобилей, чем обычно в 2020 году. Часть производств работает по сокращенной неделе, часть работников получает 2/3 заработной платы.
Беда в том, что из-за введенных в конце марта жестких ограничительных мер из-за распространения коронавируса по всей стране обвалились продажи новых авто. Согласно официальной статистике Ассоциации европейского бизнеса, в апреле рынок рухнул на 72%. При этом с начала мая Волжский автозавод вновь увеличил стоимость всей модельной линейки в среднем на 1%. Как следствие, товарные площадки забиты, а АВТОВАЗ готовится к очередной «оптимизации», а фактически к сокращению численности сотрудников предприятия. Правда, официальный профсоюз завода почему-то назвал это «возобновлением социальных программ». Но стоит заметить, что по многолетней вазовской традиции работникам завода предложено в срок до 26 июня не просто уволиться, а получить за это денежную компенсацию.
Работникам пенсионного возраста (или если пенсионные основания наступают до конца года) дают возможность уйти «по-хорошему», забрав единовременную выплату в размере 7 своих среднемесячных зарплат. Или получить на именной пенсионный счет в АО «НПФ «Ростех» 360 тысяч рублей. Из них пенсионер сможет получать ежемесячно прибавку к государственной пенсии в течение 5 лет по 6 тысяч рублей.
А для тех, кому до пенсии еще далеко, предлагают уволиться по соглашению сторон за пять среднемесячных заработных плат. Или можно взять те же пять зарплат или 12 прожиточных минимумов по Самарской области для трудоспособного населения при переходе на работу к другим работодателям (включая индустриальный парк).
В наиболее выгодном положении при нынешней оптимизации оказались работницы завода, которые на данный момент находятся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Они могут продлить свой отпуск до конца 2020 года или до достижения ребенком 4 лет. И это с выплатой ежемесячного пособия.
Пока точно неизвестно, сколько сотрудников планирует «оптимизировать» предприятие. На 31 декабря 2019 г. численность сотрудников АВТОВАЗа составляла 35028 человек.
Мнение
Татьяна Чайкун, пресс-секретарь первичной профсоюзной организации АО «АВТОВАЗ»:
– Речь не идет об оптимизации персонала. Когда грядут какие-то сокращения или оптимизация, в профсоюзный комитет должно поступить уведомление об этом, а далее – в центр занятости и другие структуры. К нам такого уведомления не поступало, поэтому оптимизации мы не ожидаем. Именно поэтому и вводится режим неполной рабочей недели – с целью сохранения численности персонала.
Компенсация в размере пяти средних заработных плат при увольнении по соглашению сторон – это одна из социальных программ. Она подразумевает добровольное решение работника, которому дается такое право. Оптимизация предполагает другое, она означает, что на предприятии определенная численность персонала и ее предполагается уменьшить на столько-то человек. Такого нет. Особенно программа может быть интересна пенсионерам, но также и любому другому работнику. Вообще, на площадке АВТОВАЗа на данный момент трудится около 40 тысяч человек.
Анна Перова, председатель профсоюза «Единство»:
– Разумеется, компенсация в размере пяти средних заработных плат при увольнении по соглашению сторон – это скрытая оптимизации персонала. Руководство не может прямо провести сокращение, потому что человека нужно предупредить об этом за два месяца. А в два месяца он не укладывается, потому что с 29 июня президент АВТОВАЗа Ив Каракатзанис объявил сокращенную рабочую неделю. Слышали, что если Путин денег даст, могут сделать даже три дня.
Людям предлагают пять средних зарплат, но это не сильно большие деньги в сравнении с «золотыми парашютами» руководителей при увольнении. Если пенсионерам предлагают 360 тысяч рублей, из них 48 тысяч заберут как налоги. Останется немного и по 6 тысяч пенсия. Насчет добровольности могу сказать, что сейчас на людей особо не давят. Вот раньше да: мог вызвать начальник, поговорить по душам, настоять, на чем-то поймать человека.
Сколько руководство планирует «уйти», сказать сложно. Пенсионеры увольняться не хотят. Меня тоже спрашивают, буду ли я увольняться. Нет, конечно, притом что у меня маленькая зарплата, но у меня есть пенсия. А девочки, которые работают со мной, содержат на эти деньги детей, выплачивают ипотеки – я вообще не знаю, как они крутятся. Если бы Каракатзанис предлагал к этим 360 тысячам еще новый автомобиль хотя бы тем, кто отработал более 20 лет за маленькую зарплату, тогда люди с большим удовольствием бы увольнялись. Завод давно считается не самым лучшим местом работы в городе. Работники очень недовольны заводом и руководителями, естественно.
От себя могу добавить, что ситуацию, которая складывается на АВТОВАЗе, работники, наверное, в какой-то степени заслужили. Потому что безропотно соглашаются со всем вместе с официальным профсоюзом. Они заняли соглашательскую позицию, идут по жизни, опустив голову, и чем хуже ситуация, тем ниже голова.
Факт
Надо отметить, что АВТОВАЗ в данный момент не единственное предприятие, которое из-за кризиса и спада продаж вынуждено снижать производственные планы и увольнять сотрудников. Еще в апреле завод Nissan в Санкт-Петербурге объявил о сокращении на четверть персонала. Аналогичные меры были предприняты на калужском заводе Volkswagen.
Алла Мишина, газета «Площадь Свободы», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь Свободы»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 — 00766 от 21.01.2015