Вот уже неделю в Тольятти держатся морозы, однако спешащим утром на работу горожанам приходится подолгу мерзнуть на остановках, поскольку «благодаря» затеянной мэрией реформе общественного транспорта маршрутки стали ходить реже.
По сути сейчас у нас две проблемы, касающиеся общественного транспорта. Первая связана с разделением маршрутов на внутригородские и пригородные. К последним относятся №100, 106, 137, 170, 171, 172, 190, 192а, 203, 214, 300, 301, 302, 303, 305, 306, 307, 310, 311, 313, 314, 326, 328, 331, 392т, 399. По большому счету, это такие же городские маршруты, как и остальные, однако один из конечных пунктов у них расположен за городом, что дает право заключать договоры напрямую с областным министерством транспорта, минуя мэрию. Возникла неразбериха: стоимость проезда между районами в пригородных маршрутках выше (22 рубля вместо 20), социальные транспортные карты не принимают, да и старенькие «газельки» там разрешено использовать.
Кстати, на днях мы смогли дозвониться до департамента транспорта мэрии, задав специалистам такой вопрос:
– Почему такие маршруты, как, например, 214-й или 326-й, являются пригородными? У них ведь конечный пункт – КВЦ ВАЗа, откуда один следует к санаторию «Прилесье», а другой– в Комсомольский район. Где же тут пригород?
– А у них по документам конечным пунктом является не КВЦ, а село Ягодное, только по факту они туда не ездят… – прозвучал вполне логичный ответ.
Именно проблему пригородных маршрутов мэрия считает основной и даже предлагает горожанам звонить и жаловаться в областное министерство транспорта по самарским телефонам 331-35-22 и 331-35-14. Конечно, порядок здесь навести нужно, однако чиновники мэрии забывают о проблеме № 2, возникшей как раз по их вине. Речь идет о значительном сокращении количества маршруток на городских улицах. Это коснулось абсолютно всех направлений. Редко стали ходить 131-й, 127-й, а 108-й мы в последний раз вообще видели лишь в декабре, хотя на бумаге он по-прежнему существует. Если бы не эти самые критикуемые пригородные маршруты, заменившие некоторые из городских (они по сути дублируют их схему движения), то горожане вообще рисковали бы замерзнуть, не дождавшись нужного автобуса.
Итак, остановка возле рынка «Новинка» по улице Автостроителей. В девятом часу утра здесь много людей, однако маршрутки (127-я, 131-я, 303-я) если и подходят, то набитые пассажирами. Подобное было в 90-х годах, когда альтернативы муниципальному транспорту не существовало, но кто и зачем спровоцировал транспортный хаос сейчас? Признаюсь, решил померзнуть на остановке, но подождать какую-нибудь менее экстремальную маршрутку. Кстати, когда подъехала очередная переполненная 127-я, то с трудом выбравшаяся из нее женщина с авоськами (кажется, у нее в процессе отлетела пуговица), в сердцах сказала:
– Пусть мэр с утра разок проедется на маршрутках! Может, тогда перестанут ерундой заниматься.
А еще на этой неделе довелось мне ехать на муниципальном автобусе № 73. Так получилось, что с нового года мэрия решила снять с этого маршрута большие МАЗы и пустить по нему взятые непонятно где (скорее всего арендованные) «Хюндаи», в которых сидячих мест почти столько же, а вот стоя ехать весьма проблематично из-за узких проходов. В общем, чувствуешь себя как селедка в банке, а тут еще угрожающе свисает огромный кусок ломающейся пластмассовой обшивки под потолком…
Понятно, что чиновники в большинстве своем перемещаются по городу на автомобилях и им кажется, что маршрутки вообще бессовестно заполонили город и являются основной причиной больших пробок. Мало кто из них задумывался, что в час пик все эти «газельки», «богданчики» и «хюндайчики» битком набиты народом, едущим на работу и домой. Если цель была разгрузить улицы – то она достигнута, однако в ущерб интересам горожан.
– Алло! Это что за безобразие? Кто додумался убрать 43-й маршрут? – позвонившая во вторник женщина представилась Людмилой Николаевной с улицы Льва Толстого. – Мы на нем каждое утро ездили на работу, а что теперь нам делать? Пустили какой-то 141-й, но он нам не подходит совершенно. Пусть немедленно возвращают!
Мы объяснили Людмиле Николаевне суть транспортной реформы, а заодно снабдили ее телефонами тех, у кого «хватило ума» убрать жизненно важные для многих горожан маршруты (позже с вопросом о 43-м маршруте звонил мужчина с улицы Калмыцкой). Кстати, принимая эти сомнительные решения, мэрия руководствовалась результатами исследования специалистов из Санкт-Петербурга, которым за этот труд заплатили немалые деньги. Впрочем, тут весь вопрос в том, какую задачу перед ними ставил заказчик…
Андрей Липов, газета «Вольный город»