Прослушивание радио может влететь в копеечку

маленький радиоприемник

«Нам песня строить и жить помогает», – пел когда-то Леонид Утесов.

«И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет!» – долгие годы вторила словам задорного «Марша веселых ребят» из почти одноименного кинофильма вся страна. Знал бы Утесов, а также авторы произведения Исаак Дунаевский и Василий Лебедев-Кумач, каким неоднозначным станет смысл этих слов в 21-м веке.

Слушай сам

Некоторые тольяттинцы теперь точно 100 раз подумают, прежде чем добавить музыки в свою жизнь. Во всяком случае на рабочем месте. Ведь настроение может дорого обойтись. От 200 до 240 тыс. рублей компенсации потребовало от нескольких городских предпринимателей Российское авторское общество (РАО). На официальном языке поводом к предъявлению финансовых претензий стало «нелицензионное и бездоговорное использование музыкальных произведений», а по факту – работающее радио в небольших отделах одного из торговых центров Тольятти.

Согласно досудебным требованиям, которые РАО направило в адрес собственников торговых точек, был зафиксирован факт публичного исполнения музыкальных произведений, т.е. их представление в открытом для свободного посещения месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Между тем «использование произведения автора или иного правообладателя может быть осуществлено только с его согласия путем заключения лицензионного договора. Иное использование произведения является незаконным», – говорится в документе. Свою позицию РАО основывает на нормах Гражданского кодекса.

Дорогое удовольствие

Нарушителям предложили в течение трех дней урегулировать вопросы, связанные с получением разрешения авторов на использование произведений, либо заплатить компенсацию. Ее размер, к слову, сложился исходя из количества песен, якобы прозвучавших в радиоэфире на момент фиксации. Например, индивидуальному предпринимателю Ирине М. предъявили претензии за незаконное прослушивание следующих композиций: «Зла не держи» Веры Брежневой, «Океаны» Валерии, «Сумасшедшая» Ани Лорак, «Я с тобой» Иракли, «Я твоя» Artik&Asti, а также «В облака» Александра Буйнова. Каждую из этих песен в РАО оценили ни много ни мало в 40 тыс. рублей. При этом в ведомстве заметили, что в соответствии с Гражданским кодексом «каждый автор произведения вправе требовать компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 млн рублей».

Впрочем, даже далеко не максимальная сумма претензий за одно произведение значительно выше среднемесячного дохода среднестатистического жителя Самарской области. Для индивидуальных предпринимательниц, торгующих канцтоварами, детской одеждой и прочим, размер требований со стороны РАО и вовсе стал настоящим шоком. Со своей бедой представительницы малого бизнеса обратились к уполномоченному по правам предпринимателей в Самарской области Евгению Борисову.

Повод задуматься

Новость быстро облетела ленты множества информационных агентств и даже вышла на федеральный уровень. Оно и понятно. На фоне государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса, а также неоднократных заявлений руководства страны о необходимости улучшения делового климата, снятия ограничений и сокращения количества проверок, такой прессинг со стороны РАО не только не дает возможности частным предприятиям развиваться, а вовсе ведет их к банкротству.

В приемной омбудсмена взялись помочь тольяттинским бизнес-леди. «Продавцы включали радио для себя, а не извлекали с его помощью прибыль», – отметил Евгений Борисов. К делу также подключилась городская администрация. Сначала ситуацию обсудили на отдельном рабочем совещании у главы города Сергея Анташева, а на днях по его инициативе в Агентстве экономического развития прошел круглый стол, посвященный практике применения законодательства об авторских правах. Участие в разговоре приняли заместитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области Людмила Сажина, глава правового департамента городской администрации Александр Великосельский, а также специалисты департамента экономического развития и сами предпринимательницы.

Под одну гребенку

Как выяснилось, обращений о финансовых претензиях со стороны РАО в нашем регионе уже довольно много. Причем требования общество предъявляет не только к бизнес-сообществу, но и к муниципальным властям. В частности, компенсации за использование музыкальных произведений РАО добивается от администрации Тольятти.

– И речь идет о гораздо более серьезных суммах, – рассказал руководитель правового департамента городской администрации Александр Великосельский. – Потому что городские власти проводили в этом году мероприятия, связанные с праздничными и выходными днями. При этом мероприятия проводились благотворительного, а не коммерческого характера – для ветеранов, инвалидов, последние звонки в школах. А претензии материальные.

По словам главного юриста, найти взаимопонимание с РАО в ходе специального совещания в администрации не вышло.

– Никаких договоренностей достигнуто не было. Более того, представители РАО на встрече акцентировали внимание на том, что Тольятти – последний город в Самарской области, где стали привлекать к ответственности за нарушение авторских прав, а в регионе такая практика уже сложилась, – отметил Великосельский.

Сомнительные методы

Сформировать практику применения законодательства об авторских правах предстоит и в Тольятти. Причем разрешать спорные ситуации, скорее всего, придется в судебном порядке.

– В рамках разбирательства суд сможет дать оценку не только тому, насколько законно предприниматели слушали радио, но и законности действий представителей РАО. А к ним есть немало вопросов, – констатировала заместитель регионального омбудсмена Людмила Сажина.

Как оказалось, никаких официальных уведомлений от РАО никто из «пострадавших» предпринимательниц не получал. Каждой из них был вручен лишь дубликат досудебного требования. В документе нет ни исходящего номера, ни подписи представителя РАО в ПФО, ни официальной печати. Более того, неизвестно, кем и как фиксировался сам факт нарушения. По словам бизнес-леди, в заявленные дни в некоторых торговых точках было свершено не более трех-четырех покупок, а в некоторых продаж не было и вовсе. Поэтому не заметить человека, который в течение как минимум 30 минут находился рядом и якобы мог сделать запись звучащего радио, было просто невозможно.

– Нам никто не представлялся, удостоверений не показывал. Никакого акта о зафиксированных нарушениях мы не подписывали, – рассказали женщины.
На просьбу о предоставлении документов в РАО ответили отказом, заявив, что сделают это только в суде. При этом одной из обратившихся за разъяснениями предпринимательнице предложили урегулировать дело в досудебном порядке, перечислив на счет общества всего 25 тыс. рублей.

– Это больше похоже на вымогательство, – заметила Людмила Сажина.

Без суеты

С исполнением требований авторского общества тольяттинские бизнес-леди решили не спешить и дальнейшие действия по защите своих прав будут планировать только по факту получения официального уведомления. Помощь в составлении грамотного ответа на претензии РАО им готовы оказать в приемной уполномоченного по правам предпринимателей. Городские власти в свою очередь уже собирают от структурных подразделений администрации, а также муниципальных учреждений предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы и внесения законодательной инициативы, которая позволит сделать послабление для муниципалитетов, а также некоммерческих структур и предпринимателей, которые используют музыкальные произведения и не извлекают из этого выгоды.

Ну а пока суть да дело, будьте осторожны, дорогие тольяттинцы, и в следующий раз, прежде чем прибавить громкость радиоприемника у себя на кухне, на даче или в машине, хорошенько подумайте. А вдруг где-то рядом находится сотрудник РАО?

Ирина М., предприниматель:

– Требование Российского авторского общества заплатить 240 тыс. рублей за то, что в отделе звучало радио, меня, мягко говоря, шокировало. Ведь маленький приемник, у которого нет никаких колонок, работает исключительно для меня, а не для клиентов магазина. Я слушаю городские новости, гороскоп и прочее. На мое обращение за разъяснением ситуации мне предложили заплатить 25 тыс. рублей, чтобы отозвали дело, а также заключить абонентский договор на сумму примерно 1100 рублей в месяц. Я с этим категорически не согласна. Сейчас мы ждем официального документа, после чего будем планировать свои дальнейшие действия. Спасибо городским властям, что откликнулись и не оставили нас наедине с этой бедой. Надеюсь, что вместе мы сможем разрешить эту ситуацию.

Факт

Согласно ст.1277 ГК РФ свободное публичное исполнение музыкальных произведений допускается только во время официальных или религиозных церемоний либо похорон.

Справка

Общероссийская общественная организация «Российское авторское общество» (РАО) — негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе.

На основании договоров с авторами, государственной аккредитации, а также договоров о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями РАО представляет более 26000 российских и 2000000 иностранных авторов и правообладателей (по данным, размещенным на сайте РАО). Однако проверить эту информацию практически невозможно.

Иван Дмитриев, «Площадь Свободы»