Профессор Сергей Быков: Феномен рисования в детском возрасте

сергей владимирович быков

Давно ли вы перебирали книжки в своем книжном шкафу? Если все же возьметесь наводить в нем порядок, то, возможно, натолкнетесь на детские рисунки — свои или своих детей. И найдёте портрет, написанный шариковой ручкой. Вы улыбнетесь, поцелуете эти чудесные детские каракули и решите, что внеплановая уборка того стоила.

Однако есть дети-художники, которые своими рисунками оставили яркий след не только в истории своей семьи, но и в истории российской живописи. Вот о них и шла речь в модельной библиотеке «Фолиант» в лекции профессора Сергея Быкова «Феномен рисования в детском возрасте».

Сергей Владимирович — доктор психологических наук, искусствовед, преподаватель психологии, истории культуры и искусства. Автор статьи «Рисунки детей-художников как объект искусствоведческого исследования».

Опубликована совсем недавно в авторитетном журнале по педагогике искусства — «Искусство в школе». В послесловии к статье редакция высказала такое мнение: «В самом названии статьи С.В. Быкова звучит даже не проблема, а, как принято говорить, вызов культурному сообществу. Нет у нас ни «детского» искусствоведения, ни «детской» художественной критики, и это очень ограничивает возможности понимания и помощи в творческом развитии ребенка».

С докладом по этой теме Сергей Быков выступал на всероссийской конференции. Проходила в Психологическом институте РАО в Москве на платформе «Просвещение». В ней принимал участие широкий круг специалистов — психологов, педагогов, искусствоведов, а также родителей и представителей общественных детских организаций.

На встрече в библиотеке наш гость рассмотрел феномен воображения и творчества в детском возрасте, проанализировал рисунки гениальных детей-художников: Валентина Серова, Гюстава Доре, Коли Дмитриева, Саши Путри. Особое внимание уделил творчеству Нади Рушевой и тольяттинской художницы Ларисы Хафизовой.

Лектор заключил лекцию мыслью, что мы понемногу учимся ценить очарование творчества детей того возраста, когда при благоприятных условиях «художником» становится едва ли не каждый ребенок. Но встречаются дети, чьи способности во много раз превосходят таланты их сверстников и которые, как наши герои, вовсе не проходят детские этапы развития. О чем это говорит? Об индивидуальной, а не общевозрастной одаренности? О раннем влиянии профессиональной среды?

Отчего их судьбы, как правило, складываются совсем непросто: только единицы смогли стать успешными во взрослой жизни, а многие уходили из жизни раньше срока.

В чем прячется мудрость? В смирении со своей участью, со своим предназначением? Или она состоит в том, чтобы повернуть судьбу вспять?
Вот об этом и шла речь в ходе лекции.

— Музей юной тольяттинской художницы Ларисы Хафизовой ждет своего часа, — завершил свой рассказ искусствовед. — Первые шаги на этом пути сделаны. Проведены выставки и встречи, посвященные ее творчеству. Написаны статьи. Снят документальный фильм на ТВ ВАЗа. Память о ней остается. Лариса и ее творчество по праву может считаться одним из символов нашего города. Пролетела звездочка, засияла и … погасла, а свет ее таланта все идет и освещает нашу жизнь.

Если сказать, что тема лекции никого не оставила равнодушным, это значит — ничего не сказать.

А вы помните имена детей — вундеркиндов? Советская школа, между прочим, считалась одной из самых сильных в мире. Поэтому появление чудо-ребенка тут же привлекало внимание общественности. Художники, шахматисты, поэты, математики — об одаренных советских детях знал весь мир!

…Женя Кисин, Ника Турбина, Константин Славин, Полина Осетинская… Как сложилась их взрослая жизнь? И сложилась ли вообще? Ведь далеко не ко всем судьба в дальнейшем проявила благосклонность. Будем надеяться, что лекция профессора С.В. Быкова подтолкнет вас к собственным поискам в литературе и искусстве.

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь модельной библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com