Продолжают сыпаться требования оплатить новые услуги с постоянно повышающейся стоимостью

Неистребима жажда халявы у российского обывателя. Этим успешно пользуются мошенники, которые изобретают все новые и новые способы добраться до кошелька доверчивого гражданина. Вот свежий пример. Тольяттинец Николай Сергеевич, отработав 30 лет на автозаводе, пару лет назад вышел на пенсию. Живет с семьей сына. Летом возится на загородной дачке, зимой в гараже машину ремонтирует и приглядывает за внуками-школьниками.

«Времени у меня свободного тьма тьмущая. Чтобы не скучал, старший внук Тёмка стал меня учить управляться с компьютером. Мы даже с ним в одни игры играем, вместе монстров гоняем. Сын планшет подарил, я в одноклассниках с друзьями переписываюсь. Скайп освоил. Как продвинутый пользователь почту электронную завел», — рассказывает Николай Сергеевич.

Вот на эту почту несколько недель назад пришло странное письмо. Правда, это сегодня оно кажется нашему герою странным. А тогда его ничто не смутило. В этом письме со ссылкой на Государственный пенсионный фонд сообщалось, что ему, Николаю Сергеевичу, добропорядочному гражданину Российской Федерации, помимо пенсионных выплат полагаются еще и некие страховые выплаты. Для получения денег требуется лишь предоставить на неком сайте Межрегионального общественного фонда развития номер своего СНИЛС.

Если кто из читателей сразу не вспомнил, что это за аббревиатура такая, то напомним: СНИЛС расшифровывается как страховой номер индивидуального лицевого счета. Располагается он на маленькой зеленой карточке — страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования. Этот документ имеется сегодня даже у младенцев.

Бесплатный сыр

Конечно же, наш пенсионер поспешил перейти на указанный сайт, чтобы проверить, что за денежки ему причитаются. После ввода в систему 11-значного номера СНИЛС Николая Сергеевича на экране стали мелькать перебором цифры, причем периодически скорость перебора то увеличивалась, то замедлялась. У человека непосвященного складывается полное впечатление, что идет реальный поиск информации. И вот на экране одна за другой высвечиваются столбиком доступные выплаты (каждая в размере от 20 до 50 тысяч), якобы доступные через некие страховые общества и компании.

Стоит отметить, что названия организаций зачастую весьма похожи на реально существующие. Ну кто, увидев неожиданно свалившийся с неба денежный куш, обратит внимание на разницу в одну букву — ОАО вместо ООО?

Сердце пенсионера замерло. По номеру СНИЛС ему обещали пять страховых выплат в сумме 166 598 рублей, которые ему как будто бы задолжало родное государство.

— Я никогда не был доверчивым человеком. И за легкими деньгами не рвался. В 90-е годы даже деньги в «МММ» и «Никольскую» не носил, — рассказывает смеясь Николай Сергеевич. — А тут как сумму увидел, тут же размечтался: теплицу на даче обновлю, а может, и машину на более новую поменяю.

Пенсионер не сомневаясь нажал на экране планшета кнопку «получить деньги». Однако чуда не произошло. От пользователя потребовали подключиться к базе частных страховщиков в Единый расчетный центр, и только после этого можно будет вывести средства. Подключение платное — чуть более 200 рублей. Сделать это можно онлайн с любой банковской карты. Однако после оплаты на этом дело не заканчивается. Жертве продолжают сыпаться требования оплатить новые услуги с постоянно повышающейся стоимостью.

Получение пин-кода — 400 рублей, пять сотен рублей будет стоить проверка личных данных. За ключ идентификации потребуют заплатить уже более тысячи рублей, а за работу консультанта — уже 1600 рублей. Но доверчивый гражданин, охмелевший от запаха неожиданных больших, но, увы, виртуальных денег, уже рубли не считает. А платит, и платит, и платит реальные деньги. Так наш герой перевел интернет-комбинаторам более 3000 рублей. Но обещанные 166 598 рублей так и не получил.

На одно лицо

Как выяснилось, мошенники действуют через множество одинаковых по форме и содержанию сайтов в Интернете, но с разными названиями. Эти родственники Остапа Бендера очень любят выступать от имени различных внебюджетных фондов. Счет таковым идет на десятки. Не успеют прикрыть один, как тут же как гриб после дождя появляется новый, с той же картинкой, но с новым названием.

Специалисты ПФР разъясняют, что их ведомство к действиям организаций, обещающих россиянам «страховые выплаты по СНИЛС», никакого отношения не имеет. В Пенсионном фонде на индивидуальном лицевом счете гражданина хранятся не деньги, а сведения о сформированных пенсионных правах. Эта информация является конфиденциальной. Специалистам ПФР неизвестно, в каких целях неизвестные собирают персональные данные граждан. Доверять информации о положенных пенсионных выплатах можно только в «Личном кабинете гражданина» на официальном сайте Пенсионного фонда, приложении ПФР для смартфонов и на портале госуслуг.

Держи при себе

Николай Сергеевич теперь очень волнуется. Но не о потерянных трех тысячах и не о призрачных 166 тысячах, а о том, что отдал в руки мошенников свои персональные данные — номер СНИЛС. А вдруг дурные люди теперь на него кредит оформят.

Чужой кредит после общения с интернет-аферистами пенсионеру не грозит. Но вот если вы пенсионер, то передача СНИЛС, а тем более вкупе с паспортными данными может обернуться переводом без разрешения ваших пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд. Это грозит тем, что сбережения начнут сохраняться и накапливаться по другим условиям.

Каждый НПФ предлагает собственную процентную ставку по вложениям. Более того, заявления о переходе в новый фонд могут быть либо «срочными», либо «досрочными». Разница состоит в том, что по «срочному» заявлению переход осуществляется в том году, который следует за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи такого заявления. Вся сумма пенсионных накоплений и доходы от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений гражданина в этом случае сохраняются.

В то же время по «досрочному» заявлению переход в новый фонд осуществляется в году, следующем за годом подачи соответствующего заявления. Право на инвестиционный доход при этом не сохраняется, то есть переходить из одного пенсионного фонда в другой, сохраняя права на инвестиционный доход, застрахованное лицо может не чаще одного раза в пять лет. Это касается как перехода из ПФР в НПФ и обратно, так и смены одного НПФ на другой.

По данным ПФР, в 2016 году 6,45 млн человек перевели свои пенсионные накопления из одного фонда в другой досрочно. Общие инвестиционные потери граждан от этих действий оцениваются Ассоциацией НПФ в 40 млрд руб. По предварительным оценкам, за 2017 год потери составили еще минимум 55 млрд руб.

А по итогам переходной кампании 2018 года потери застрахованных граждан, по некоторым оценкам, могут увеличиться до 70-80 млрд руб. Не последнюю роль в этом процессе играют злоупотребления, допускаемые недобросовестными НПФ и их агентами. Мошенники, сулящие вам внезапные выплаты по номеру СНИЛС, зачастую могут выступать агентами того или иного негосударственного пенсионного фонда, и за свою работу они получают агентское вознаграждение от НПФ — 3-5 тысяч рублей, выплачиваемых после перечисления накопительной части пенсии.

Важно

Если вы все-таки успели передать неизвестным людям номер своего СНИЛС или паспортные данные, поспешите обратиться в местное отделение ПФР, чтобы выяснить, где находятся ваши пенсионные накопления и не распорядился ли ими кто-либо без вашего ведома.

Факт

Простейший опыт журналистов «Площадь Свободы» показал, что даже ввод вымышленного номера СНИЛС на сайте мошенников наделил нас «страховыми выплатами» в размере 134 тысячи рублей. Что-то маловато будет!

Галина Терещенко, «Площадь Свободы», Sollo00@list.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь Свободы»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 — 00766 от 21.01.2015

сайт где проверяют снилс

фото: «Площадь Свободы»