У жительницы Нового города Натальи П. возникла интересная ситуация. В прошлом году ее судили дважды: за хранение и приобретение запрещенных веществ получила 200 часов обязательных работ, за управление транспортом в состоянии опьянения – штраф 30 тысяч рублей. Штраф она заплатила, хотя официально нигде не работает.
Летом нынешнего года, вечером сотрудники госавтоинспекции остановили «Приору» на улице Свердлова.
Поведение водителя было, как написано в протоколе, не соответствующее обстановке. Наталье предложили пройти медосвидетельствование, она наотрез отказалась.
Достаточно типичная, к сожалению, ситуация для нашего города. Уголовное дело дошло до суда, вину Наталья признала безоговорочно. Приговор – 320 часов обязательных работ и лишение водительских прав на полтора года. Все вроде бы стандартно, но встал вопрос: что делать с арестованной «Приорой»?
Как выяснилось, подсудимая продала свой автомобиль за два дня до того, как ее задержали инспекторы ГАИ.
Можно ли в такой ситуации конфисковывать машину в доход государства? Стали изучать договор купли-продажи.
«Приору» Наталья продала за 220 тысяч, но получила только задаток – 120 тысяч рублей.
Кроме того, по условиям договора (там есть специальный пункт) собственником транспортного средства является продавец до тех пор, пока не передал машину покупателю.
Поскольку Наталья в ожидании полного расчета пользовалась автомобилем, то суд Автозаводского района сделал вывод, что «Приора» подлежит конфискации. Интересно, станет ли подсудимая возвращать деньги, полученные от покупателя? Тут многое зависит от условий договора.
В Гражданском кодексе есть статья 381 «Последствия прекращения и неисполнения обязательства, обеспеченного задатком». Цитирую:
«1. При прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.
2. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.
Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное».
Звучит, конечно, не совсем понятно, но у Натальи, похоже, проблемы еще не закончились.
И последнее. Я верю, что через пять лет или десять, а может быть даже раньше, законодатели ужесточат норму лишения прав для пьяных водителей. Некоторых «рулевых» надо пожизненно лишать возможности управлять транспортом.
Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»