И все-таки, что делать с героями? Мы знаем, что в тоталитарной системе они призваны формировать в человеке готовность беззаветно идти за системой и служить ее целям – война ли, мир ли, стройка, перестройка (застой, хаос, труба). Увековечить их в бронзе, возвысить над миром (туда, ближе к небу), водрузить на постамент и повесить табличку – вот что ждет имя человеческое, если ему выпало стать именем героя. И стоять герою на перекрестке выборов, на площадях, в скверах и парках, где проходят парады, забастовки, гуляют дети и спят на лавочках бомжи. И кто-то, заливаясь слезами, вдруг в праздник несет живые цветы, ведет детей и внуков – поклониться подвигу, человеку, стоящему теперь над миром. И времени в тот момент не существует (и бессмертный полк торжествует и шепчет тысячами голосами – Победа! По-беда.) И хочется вспомнить всех – героев революций, гражданской, первых лет советской власти, Первой мировой, Второй, новых войн (пусть не поименно, пусть в собирательном образе, совместном слаженном действии) и увековечить их в камне, в металле, в табличке, в лесу.
И все-таки, герои Великой Отечественной держатся особняком (стоят, с навечно запрокинутой от боли головой). И Ленин, Великий Ленин, святая всех святых, главный символ советской эпохи, заставляет замедлить шаг и вспомнить, что снилось в детстве – красные полотна, частички знамени страны на собственной груди, рассказ ветерана в школьном классе и объяснение мамы, почему у деда скрюченная рука. И стоишь перед памятником, и слышишь: «По-беда!». Какой уж тут тоталитаризм. Поднимаешь глаза, а Ленина — нет.
Фигура вождя растворилась слепым пятном в синем небе (покрашена, как на грех, серебрянкой). И надписи «Ленин» — нет. Вообще никакой нет. Стоит, себе, серебряный дядька, рядом с каруселями, в Центральном парке города. Никонов и Носов (бюсты героям) также серебрятся на солнце.
Для объектов, созданных скульпторами (произведений монументального искусства, пусть и контекста «монументальной пропаганды», как их характеризовали в советский период), использование серебрянки недопустимо. «Тонированы под бронзу» — такова технология изготовления объекта. Матовая поверхность скульптуры (бюста), темный тон напыления позволяют, во-первых, считывать силуэт (что является ключевым для восприятия образа художественного произведения на расстоянии), а, во-вторых, передают нюансировку мимики человека-героя, человека-вождя (ведущего за собой, уводящего за собой тысячи тысяч). Слепые пятна серебрянки смазывают мимику, силуэт, восприятие целостного образа героев, а, значит, и явлений, выразителями которых они являются (великих исторических порывов и стремлений воссоединения порванной ткани жизни собственным, единоличным, усилием). Почему возможна серебрянка на лицах героев, фигурах вождей? Потому что памятники теперь «объекты благоустройства городской среды», и красит их баба Маня, кисточкой и валиком (и по плечам вождя – раз-два, и по натуральному камню – три-четыре (если он еще не закрыт кафельной плиткой).
В списке отремонтированных в 2013г Департаментом горхозяйства памятников значатся и указатели улиц – Жилина, барельеф Ульяны Громовой. Про то, что первый не отремонтирован, говорить вроде неудобно.
Но последствия ремонта барельефа Ульяны Громовой выше всякого неудобства, то есть за его пределами вообще. Лицо Ульяны покрашено не серебрянкой – оно блестит и искрится чернотой, словно опрокинутое в смолу. И белое основание барельефа (белила!), казалось бы, служит метафорой чистоты и невинности погибшей комсомолки. И живые цветы тех, кому важно было принести их сюда (месяц-два назад) идут контрастом ко всей этой теме жизни и смерти, за которой непременно, как верится, счастье будущих поколений.
На Монументе Славы, что в Парке Победы, подростки сидят и крошат пепел на искусственные венки (которые много хуже давно высохших живых цветов, но что же делать, если память должна быть вечной). Венки лежат на основаниях четырех стел, символизирующих четыре года Великой Отечественной войны, а поверх сидят подростки, наблюдая за виражами скейтбордистов, перепрыгивающих через клумбы, которыми украшен монумент.
Сбылось! – про счастье будущих поколений. Спите спокойно, герои. В этом мире ничто не вечно, даже память.
Любовь Черняева,
зав.сектором проектной деятельности ТКМ,
куратор проекта «ПАМЯТЬ МЕСТА: о мере» (памяти, сохранения, интерпретации)
Справка
о некоторых знаковых объектах, созданных в советский период
при участии скульпторов, архитекторов, художников (по результатам мониторинга 2014).
Cтела В.В. Баныкину
Местонахождение: Микрорайон Портовый, берег водохранилища.
Год создания: 1967. Автор: Художник Корнилов В.Г.
Объект имеет историко-культурную и художественную ценность.
Надпись на стеле: «Баныкин Василий Васильевич 1910 — 1989».
Сведений об авторе, значении исторической личности, дате установки объекта (и наличии идентичного в Ставрополе) – нет.
На барельефе Баныкина — коррозия металла (критическая). Необходимы реставрация при участии специалистов-художников, идентификационные надписи, знак видеонаблюдения (необходим на всех памятниках города).
Мемориал Е.А. Никонова — Героя Советского Союза
Местонахождение: Микрорайон Шлюзовой, пл. Никонова
1979. Автор(ы): Член ТО СХ Р — скульптор Мартынов Л.С., архитекторы Жуков В.И., Тимофеев И.К.
Объект имеет историко-культурную и художественную ценность.
Надпись на памятнике выбита на металле, через прием деформации металла (буквы читаются с трудом (почти не различимы (фамилия имя героя не читаются): «наш земляк отважный матрос балтийского флота, не выдав военной тайны, был заживо сожжен Евгений Никонов Герой Советского Союза»
Общее загрязнение памятника, потеки. Облупление краски, обнажение металла, видна ржавчина. Металл прохудился – отверстие под носом героя, 0,5-1 см (виден просвет). Сквер вокруг памятника – разрушение плитки. Мусор, окурки. Загрязнение гранитной площадки под основанием памятника.
Необходима идентификационная табличка с исторической информацией, указанием года создания композиции и автора, системой антивандальной профилактики («объект находится под видеонаблюдением»).
Памятник–бюст Никонова Е.А., Героя Советского Союза
Местонахождение: Центральной р-н, ул. К. Маркса, территории лицея №19
1980. Автор: Член ТО СХ Р скульптор Мартынов Л.С.
Объект имеет историко-культурную и художественную ценность.
На постаменте закреплена доска с текстом: «Герой Советского Союза Никонов Евгений Александрович. 1920-1941».
Отколота гранитная облицовка на постаменте.
Недопустимый ремонт (реставрация) памятника: бюст выкрашен серебрянкой (как клумба). Первоначальный тон монументального художественного произведения (бюста) – темный, фактура краски – матовая (без блеска!). В фондах ТКМ есть фото первоначального вида художественного произведения.
Реставрация допустима при участии рекомендаций скульптора/художника и его контроля.
Неблагоустроенная территория вокруг памятника (заросший газон).
Памятник В.И. Ленину
Местонахождение: Центральный р-н, Городской парк культуры и отдыха
1980. Автор: Скульптор Г.Д. Алексеев
Объект имеет историко-культурную и художественную ценность.
На объекте НЕТ никаких идентификационных текстов (даже что это – В.И. Ленин).
Исторические сведения об объекте и сведения об авторе отсутствуют.
Раскол плит на постаменте, разрушение облицовки постамента, частичная утрата плиток постамента.
Недопустимый ремонт (реставрация) памятника: бюст выкрашен серебрянкой. Первоначальный тон монументального художественного произведения – темный, фактура краски – матовая (без блеска!), памятник тонирован под бронзу. В фондах ТКМ есть фото первоначального вида художественного произведения.
Реставрация допустима при участии рекомендаций скульптора/художника и его контроля.
Памятник В.И. Ленину
Местонахождение: Центральный район, ул. Новозаводская, 8, пл. у заводоуправления ОАО «Тольяттикаучук».
1967. Объект имеет историко-культурную и художественную ценность.
Это первый памятник Ленину в городе (!).
На торжественном открытии памятника 4.02.67г. присутствовал Андреев Геннадий Николаевич – в аппарате ЦК второй секретарь Армении, посол в Эфиопии.
На объекте нет никаких идентификационных надписей (даже упоминания, что это — Ленин).
Некогда представленный бетонной глыбой (стилистически обоснованный) постамент облицован керамической (с блеском) плиткой. Разрушение керамической плитки на постаменте, обрамление постамента. Объект ценен тем, что сама скульптура сохранена в первоначальном виде, вандальной покраске не подвергалась.
Памятник-бюст В.П. Носова, Героя Российской Федерации.
Местонахождение: Центральный р-н, ул. Горького, 88, территория школы №4
1967. Автор: Скульптор А.И.Фролов.
Объект имеет историко-культурную и художественную ценность.
На постаменте находится мраморная плита с текстом: «Виктор Петрович Носов (1923-1945), летчик герой Великой Отечественной войны, воспитанник школы №1».
Отошла плитка в основании монумента (необходимо подклеить). Недопустимый ремонт (реставрация) памятника: бюст выкрашен серебрянкой.
Памятник-бюст Г. Гая
Местонахождение: Автозаводский р-н, б-р Буденного 9, территория школы №33.
Авторы: Скульптор Сурен Назарян, архитектор Корш (Золоторев).
Объект имеет историко-культурную и художественную ценность.
На облицовочной плитке выбита надпись: «Гая Дмитриевич Гай (Бжишкянц) командир железной дивизии, под руководством которого в годы гражданской войны был освобожден г. Ставрополь — Тольятти от белогвардейцев».
С торцевой части постамента, внизу, табличка: «Реставрацию памятника произвела семья Чрагян Сарибека Андраниковича, проживающих в г.Тольятти 9 мая 2005г.»
Объект ценен тем, что бюст не подвергался вандальной покраске, сохранил первоначальную фактуру материала.
Памятник-бюст Феликса Дзержинского
Местонахождение: Автозаводский р-н, бульвар Королёва 6, СШ № 36.
1977. Автор: Член ТО СХ Р И. С. Бурмистенко, г.Тольятти.
Объект имеет историко-культурную и художественную ценность.
Объект не обнаружен.
Памятник-горельеф Ульяны Громовой – Героя Советского Союза.
Местонахождение: Комсомольский р-н, ул. Громовой.
1988. Автор: Член ТО СХ Р — скульптор Л.С. Мартынов, г.Тольятти.
Объект имеет историко-культурную и художественную ценность.
Текст на памятнике: «Молодая гвардия», «Ульяна Громова 1924-1943».
Пояснительных текстов об историко-культурном значении объекта, авторах, дате установки нет.
Барельеф покрашен глянцевой черной краской (недопустимо для произведения искусства советского периода, «монументальной пропаганды»). Основание – белилами (то же).
Обелиск Славы
Местонахождение: Центральный р-н, пл. Свободы
1958. Победитель конкурса проектов памятника (первоначальный вид) — главный архитектор города М. Сорокин. Памятник переживал несколько реконструкций (первоначально создан на собранные деньги комсомольцев).
Реставрация 1975г. привела к модернизации памятника: Авторы: (бронзовые барельефы) — Члены ТО СХ Р скульпторы А.Н. Пронюшкин и Н. И. Колесников, г. Тольятти.
Гранитчики — бригады Г. Горшенина облицевали памятник гранитом.
Объект имеет историко-культурную и художественную ценность
С западной стороны постамента находится плита с текстом: «Борцам, павшим за свободу и счастье народа». Обелиск воздвигнут комсомольцами и молодежью города 26 октября 1958 года». На плите с восточной стороны выбиты слова: «В битве великой не сгинут бесследно павшие с честью во имя идей, их имена с нашей песней победной станут священны миллионам людей».
На 4-хгранной стеле установлены бронзовые барельефы Е.А. Никонова, В.П. Носова, В.И. Жилина и В.В. Баныкина.
Состояние объекта: по всему периметру разрушение облицовки (гранитной плитки). Взамен утраченных элементов (плитки) недопустимая реставрация (покраска розовой краской). При ремонте/реставрации объекта необходимо участие скульптора/художника (рекомендации, контроль).
Монумент Славы
Местонахождение: Автозаводский р-н, парк Победы
1985. Авторы: Архитектор Виноград С.М., (барельефы) скульпторы А.А. Шнякин, Ш. Зихерман, г. Тольятти.
(В 1987г. скульптором А.А. Шнякиным выполнены барельефы «Регулярные части» и «Жертвы фашизма», Ш. Зихерманом – «Тыл», 1987г. Зихерманом – «Фронт», 1988г.)
Объект имеет историко-культурную и художественную ценность.
Стелы объединены кольцом. Внутри кольца надпись «Подвигу народа вечная слава».
Идентификационных табличек на монументе нет (исторических сведений, данных об авторах и дате установки).
При подходе к монументы на стойке есть полуистлевшая табличка: «Музейный экспонат. Лазить запрещено».
На монументе – трек для горных велосипедов и скейтбордов (молодежь разгоняется по основанию мемориальной зоны, перепрыгивает через клумбы, молодые люди сидят на стелах монумента (4 стелы символизируют 4 года войны), курят и стряхивают пепел на венки (есть фотодокумент запечатленного акта вандализма (присутствие человека с фотокамерой вандалов не смутило).
Необходима установка идентификационных табличек, системы антивандальной безопасности (видеокамер, знаков видеонаблюдения, предупреждения о последствиях актов вандализма и хулиганства). Необходима организация нескольких полицейских рейдов (прекращение катания на скейтбордах и велосипедах на мемориальной площадке).
Мемориальный комплекс «Учащимся, погибшим в годы Великой Отечественной войны»:
— доска с 84 фамилиями,
— самолет МИГ-16 (в память об экипаже Носова В.П.).
Местонахождение: Центральный р-н, ул. Мира, 121, территория школы №1
1988. Авторы: Член ТО СХ РФ скульптор Бурмистенко И.С., г. Тольятти. Ст. инженер тех. отдела ПККГС Храмов В.Е., проектант В.Д. Петров, г. Тольятти.
В 2010 произошла реконструкция памятника – добавлены 8 фамилий, обнаруженных следопытами и Орден Отечественной Войны.
Объект имеет историко-культурную и художественную ценность.
Надпись на гранитной книге в основании мемориальной доски (надпись выполнена в технике резьбы по камню – затерта, почти не читается):
«1941-1945 не вернувшимся с войны учителям и ученикам»;
2 таблички с перечнем фамилий с инициалами.
Мемориальная табличка на постаменте самолета МИГ: «экипажу бомбардировщика 51 минно-торпедного авиаполка Краснознаменного балтийского флота, Героям России: командиру экипажа Виктору Носову, выпускнику Ставропольской первой школы, штурману Александру Игошину, стрелку-радисту Федору Дорофееву. Погибли 13 февраля 1945г. при совершении тарана фашистского транспорта в водах Балтики».
Сведений об авторах и дате установки нет.
Камень под основание мемориальных табличек с именами покрашен – краска облупилась. Необходимо обновить надпись в книге (резьба по камню). Самолет МИГ – ржавчина на швах по всему корпусу. Трещины и повреждение облицовки постамента.
Памятный знак-указатель улицы Жилина, Героя Советского Союза Местонахождение: Центральный р-н, пересечение ул. Жилина с ул. Мира
1985. Автор: Архитектор А.Н. Колоярский, г. Тольятти.
Объект имеет историко-культурную и художественную ценность.
Двусторонняя надпись на объекте: «Улица названа именем Героя Советского Союза В.Жилина».
Сведений об исторической значимости объекта, личности Жилина, авторе и дате установки нет.
Облупление красочного слоя объекта, коррозия металла, отколоты плиты у постамента (гранитная облицовка).
Цветовое (колористическое) решение объекта не соответствует первоначальному. (Звезда выкрашена ярко-алой краской.) Ремонт/реставрация возможны при участии автора.
Горельеф “Прощанье”, в память о погибших в Великую Отечественную войну
Местонахождение: п. Федоровка, ул. Ингельберга, 1 В.
Дата открытия: 1995 г. Автор: Член ТО СХР. Заслуженный художник РФ — скульптор А.М. Кузнецов, г. Тольятти.
Объект имеет историко-культурную и художественную ценность.
Надпись на объекте:
«1941-1945 они ушли из нашего села и не вернулись с поля боя».
С левой стороны от горельефа находится стена, на которой закреплены плиты с фамилиями и инициалами жителей, не вернувшихся с войны – 6 плит (перечень фамилий с инициалами есть).
Сведений об авторе и дате установки нет.
Постсоветский период:
Памятный знак-указатель улицы К.Вавиловой
Местонахождение: Центральный р-н, ул. Вавиловой.
Автор: Член ТО СХР. Заслуженный художник РФ. Скульптор А.М. Кузнецов, г. Тольятти,
исполнитель А.П. Харитонов.
Объект не имеет художественной ценности (выложен из кирпича, примитивной формы).
Мемориальная доска на постаменте, выложенном из кирпича, гласит:
«Улица названа в честь ставропольчанки-военфельдшера Клавдии Вавиловой, погибшей в 1942г.».
Необходима обрезка ветвей деревьев (табличку не видно за ветвями).
В перспективе рассмотреть вопрос о повышении художественного качества объекта (модернизации).
+ Многочисленные камни (в т.ч. покрашенные белилами в процессе «ремонта», объекты, облицованные кафелем, с идентичными табличками — в память о войне (около 10).