Придётся жителям проявлять бдительность

бытовой домашний водяной счетчик

С 1 июня в Самарской области действуют новые нормативы потребления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. И тольяттинцы вправе рассчитывать на некоторое снижение квартплаты.

Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области выполнило поставленную федералами задачу — утвердило новые нормативы потребления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Они вступили в действие с 1 июня 2017 года. При этом нужно иметь ввиду, что при оплате жилищных услуг за май управляющие компании будут начислять плату за так называемые общедомовые нужды (ОДН), исходя из ранее действующих нормативов.

Прежде чем сообщить о нововведениях, скажем, что до 1 января 2017 года плата за воду, свет, гигакалории для подогрева воды (ГВС), потреблённые на общедомовые нужды, входила в перечень платежей за коммунальные услуги. Расчёт производился из фактического потребления ресурса, если в многоквартирном доме установлены общедомовые приборы учёта, а при отсутствии счётчиков — по нормативу.

С 1 января 2017 года оплату за ОДН перевели в услугу жилищную и переименовали. Согласно поправкам, внесённым в Жилищный кодекс, «в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведение сточных вод, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме».

УК, ТЖС, ЖСК было предписано: размер платы должен рассчитываться на 1 кв. метр общего имущества дома, но не должен превышать норматив потребления каждого коммунального ресурса по состоянию на 1 ноября 2016 года. В Самарской области нормативы имелись на все виды коммунальных ресурсов, кроме отдельного — на водоотведение стоков.

Величина нормативов определялась расчётным способом и зависела от конструктивных особенностей многоквартирного дома — уровня благоустроенности, этажности, наличия лифтов.

А еще региональным властям было предписано до 1 июня 2017 года утвердить новые нормативы.

Неожиданная реакция

Первое — в феврале текущего года начисление управляющими организациями платы за ОДН, исходя из нормативов, вызвало массовое недовольство: жители стали платить больше прежнего. Не секрет, что норматив потребления воды, света, газа превышает фактическое иногда в разы. По этой причине тольяттинцы ещё в середине 2000-х стали активно устанавливать счётчики в квартирах, а городские власти способствовали массовой установке общедомовых приборов учёта. На эти цели было привлечено порядка 2 млрд рублей из федерального и областного бюджетов.

Большинство тольяттинцев привыкло платить за коммунальные услуги по факту, и возврат к нормативу был воспринят в штыки. Впрочем, Тольятти оказался далеко не единственным недовольным городом в регионе и в стране. Стало очевидно, что реформирование жилищно-коммунальной отрасли, связанное с ресурсосбережением, даёт желаемые результаты.

Для властей такая реакция населения была, судя по всему, неожиданной. Вводя нормативы, они думали, что защищают жителей от произвола управляющих компаний. Пришлось вмешиваться в процесс. В феврале из Минстроя России в адрес регионов рассылаются письма с разъяснениями по начислению платы за новую жилищную услугу. Если общий объём потреблённых ресурсов выше норматива, то по нормативу, если ниже — тогда по счётчикам.

Но далеко не все УК в Тольятти, получив ЦУ из Минстроя, взяли под козырёк. И в мартовских, и в апрельских квитанциях плата за жилищные услуги была выше, чем в декабре. Расчёт производился, исходя из нормативов на воду и электроэнергию. Свою позицию представители УК обосновывали тем, что письма Минстроя носят рекомендательный характер, а закон гласит: норматив — и не выше.

Возникшей ситуацией озаботились даже в Госдуме, был подготовлен законопроект, возвращающий применение показаний общедомовых приборов учета. Он прошёл первое чтение… и вскоре затерялся среди массы других законотворческих инициатив.

Где вода, а где стоки

Населению оставалось только уповать на региональные власти, которым даны полномочия по утверждению новых нормативов, да на общественные организации, осуществляющие контроль в сфере ЖКХ. Надежды, что ситуацию удастся вырулить, в определённой степени оправдались.

«Новые нормативы на водоснабжение снижены на 20-30% от типа дома, уже хорошо. Это стало возможным благодаря достигнутому соглашению между РСО, УК и общественностью. Мы встречались, обсуждали эти вопросы, чтобы учесть интересы всех. Это позволит несколько снизить платежи жителей», — комментирует ДТ председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ Виктор Часовских.

В подтверждение сказанному приведём цифры. Сравним прежние новые и нормативы для МКД с централизованным холодным и горячим водоснабжением и водоотведением. Так, в домах в 1-5 этажей норматив по ХВС и ГВС был 0,045, стал 0,027 м3 на 1 кв м. площади в составе общедомового имущества в месяц. В домах от 6 до 9 этажей: был 0,032, стал 0,020. В дома от 10 до 16 этажей: был 0,030, стал 0,019. В домах более 16 этажей: был 0,023, стал 0,013.

По словам Виктора Часовских, с введением норматива на водоотведение областные власти решили повременить. В противном случае вместо снижения платы за коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества был бы рост, причём значительный. В Тольятти тариф на водоотведение выше тарифа на ХВС. В Центральном районе, примеру, 1 м? стоков стоит 30,09 руб., а 1 м? холодной воды -18,37 рубля.

— На федеральном уровне рассматривается вопрос, чтобы норматив на водоотведение вообще отменить, — поясняет Виктор Часовских.

Ох уж эти киловатты

Чиновники администрации Тольятти не скрывают, что массу вопросов у горожан вызывают суммы, начисленные за свет. В подъезде горит 2-3 лампочки, а платить за них приходится чуть меньше, чем за киловатты, потреблённые всей электротехникой в квартире.

Доводилось слышать мнение, что новые нормативы по энергоснабжению в целях содержания общего имущества дома следует уменьшить. Однако министерством энергетики и ЖКХ Самарской области 16 мая было принято решение их сохранить на прежнем уровне для каждой из 12 категорий многоквартирных домов.

По словам информированного источника, были проанализированы реальные цифры, которые подтвердили разницу потреблённых киловатт-часов в пятиэтажках и шестнадцатиэтажках. По мнению Виктора Часовских, одними нормативами вопрос снижения платежей за свет не решить. Нужно ещё правильно считать площади, относящиеся к общедомовому имуществу. Это при расчёте воды, потреблённой на общедомовые нужды, берутся кв метры лестничных маршей и рекреаций. В случае с электричеством, к ним добавляются лифты и шахты, чердаки и подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации.

«Есть в подвале розетка, которой никто не пользуется, но управляющая компания может включить весь подвал в общую площадь дома при расчёте платы за электроэнергию. Ссылаясь при этом на министерские приказы, которые, в свою очередь, ссылаются 36-ю статью Жилищного кодекса, — говорит Виктор Часовских. – Нужно прописать более жёсткие критерии — какие площади включать в расчёт. Эта проблема рассматривается сейчас на федеральном уровне — в Госдуме и Минстрое».

А пока подходы не изменились, придётся жителям проявлять бдительность.

Чтобы проверить правильность начисления платы за коммунальные ресурсы для содержания общего имущества дома, им нужно знать не только нормативы, площади и применяемую формулу расчёта. А ну как УК нечаянно завысит количество общих квадратных метров, придётся платить больше.

Дело ясное, что дело общее

Мы обратились к представителям управляющих компаний с вопросом: «Как повлияют новые нормативы на размер платы за жилищные услуги?». Нам отвечали: «Говорить пока рано, надо всё посчитать. Звоните позже».

А вот что сказал по теме первый заместитель главы городского округа Тольятти Алексей Бузинный:

— Неправильно, когда с людей берут плату больше, чем показывает прибор. Но как быть, когда приборы индивидуальные в сумме дают меньше, чем показывает общедомовой прибор? Куда разницу девать? Если относить её на прибыль управляющих компаний, это одна ситуация. Это может мотивировать УК, чтоб они проверяли собственников, устраняли утечки в инженерных системах. Но порой и граждане ведут себя не совсем добросовестно, устанавливая магниты на приборы учёта, подавая несвоевременно показания.

Масса факторов, которые дают дисбаланс, поэтому каждый раз пытаются найти вариант: куда же эту разницу отнести. Величина норматива на ОДН не должна превышать все мыслимые и немыслимые пределы. Нужно искать баланс интересов: проводить исследования, заказывать определённый мониторинг, и прежде всего нам самим надо научиться управлять тем домом, в котором живём. Если домовые советы будут работать и относиться к общедомовому потреблению так же, как если бы они жили в частном доме, порядка будет больше. Взять в пример ТСЖ. Там отслеживают всё, разбираются в причинах дисбаланса, а затем принимают решение — как его покрывать.

Нельзя сказать, что большие начисления ОДН это вина только УК, или законодательства, или населения. Здесь комплекс вопросов. Если все заинтересованные лица захотят их решить, то проблема будет решена.

Серафима Львова, опубликовано в информационно-публицистическом журнале «День города»

бытовой домашний водяной счетчик