Причина тумана

туман в городе в декабре

В городской администрации прошла встреча представителей СМИ и общественных организаций со специалистами и экспертами в сфере экологии.

Это уже не первая встреча подобной тематики, но на сей раз она связана была с теми туманными днями начала декабря, когда многие горожане жаловались на невозможность дышать и специфический неприятный запах, который трудно описать, но проще всего связать с деятельностью предприятий, расположенных в Северной промышленно-коммунальной зоне.

На встрече присутствовали директор тольяттинской специализированной гидрометобсерватории Надежда Карпасова, директор института химии и энергетики ТГУ Павел Мельников, директор института экологии Волжского бассейна Андрей Васильев, и.о. руководителя управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства Ирина Медведева, начальник отдела государственного экологического надзора при управлении природопользования и охраны окружающей среды администрации города Олег Кипуров.

Надежда Карпасова объяснила:

– Период НМУ был объявлен с 19 часов 30 ноября и продолжается по сегодняшний день. Относительная влажность воздуха в первые числа декабря – 80-90%, ветер был очень слабый, менее метра в секунду. В течение трех дней в городе наблюдался так называемый туман выхолаживания. Его причина – сильное охлаждение, которое передается от почвы в более высокие слои. Перенасыщенный влагой воздух и служит причиной возникновения тумана.

Со 2-го по 4 декабря отмечалась мгла – сильное помутнение воздуха за счет взвешенных частиц пыли, дыма, гари, копоти. Ситуация связана с исполинским антициклоном, который до сих пор расположен над Средней Волгой.

Именно циклон помешал рассеиванию в атмосфере над городом выбросов, которые все-таки имели место. В сети были размещены съемки со спутника, который зафиксировал 5 декабря покрывающую Центральный район дымку, чем вызвал бурю негодования у его обитателей. Надежда Ивановна прокомментировала эти кадры:

– Выбросы нависли над Центральным районом, потому что на территории Северного промузла имеются градирни, а это дополнительный источник влажности. 5 декабря были очень низкая температура и природный туман, к ним прибавились влажность от градирен и выбросы, которые не смогли рассеяться.

И как итог:

– Причиной застойной ситуации стал мороз, а летом этой причиной становится жара.

Павел Мельников добавил, что передвижная экологическая лаборатория по итогам замеров с 4-го по 6 декабря на 12 участках выявила, что предельная концентрация диоксида азота по городу превысила среднестатистическое значение чуть более чем в семь раз.

– Превышение не ПДК, а среднего статистического показателя.

Тем не менее, материалы, собранные лабораторией, переданы в Роспотребнадзор.

Андрей Васильев признал выбросы не менее, но и не более важной проблемой, чем загрязнение Волги, отметил, что мониторить нужно загрязнение среды на уровне не только крупных, но и мелких предприятий, часто действующих несанкционированно.

Ирина Медведева рассказала, что ее подразделение оперативно реагировало на жалобы горожан, передвижная экологическая лаборатория с девяти часов 4 декабря приступила к отбору проб воздуха, информация тут же размещалась в сети.

– По основным показателям превышений ПДК не было, хотя нам жаловались на запахи, резь в глазах и тошноту.

Впрочем, Ирина Александровна признала, что превышение ПДК всё же было – по фенолу. Поэтому внимание привлекли те предприятия, в технологическом процессе которых вредное вещество образуется. Но это крупные предприятия федерального контроля, выбросы которых составляют 50 тысяч тонн в год, а выбросы предприятий регионального контроля – только 3 тысячи тонн.

Олег Кипуров детализировал:

– Администрация города может осуществлять контроль деятельности только в отношении предприятий, которые подлежат региональному экологическому надзору. Таких у нас 555, на них приходится 10 процентов всех выбросов. 90 процентов выбрасывают объекты федерального надзора, их 192.

Довольно много говорили о необходимости мониторинга и закупки большого количества датчиков. Подобные выступления выглядели рекламой инновационных разработок и рекомендацией, образно выражаясь, лечить простуду термометром. Более здравой показалась мысль, высказанная представительницей общественности:

– Нужно повесить камеры напротив каждой заводской трубы, чтобы отслеживать, когда предприятие осуществляет выбросы…

– Но пар тоже имеет внешний вид выбросов! – возразила Медведева.

Еще одна общественница добавила, что ориентироваться на нормы ПДК не имеет смысла, так как они лоббируются и постоянно повышаются:

– Датчики должны просто определять наличие взвешенных частиц в воздухе!

Вообще проверить состав выбросов конкретного предприятия остается проблемой, во всяком случае сейчас, когда из-за ковида запрещены все плановые проверки, разве что прокуратура может их провести по собственной инициативе.

Сергей Карпов, начальник отдела охраны окружающей среды «КуйбышевАзота» – единственного предприятия Северного промузла, отправившего на мероприятие своего представителя, – рассказал:

– Закон предусматривает размещение систем дистанционного контроля, но на таком огромном предприятии, как наше, их всего шесть штук. Нормативных актов для обеспечения надлежащего контроля сегодня недостаточно. Но мы еще в 2015 году в цехе производства аммиака установили прибор контроля выбросов, чтобы не превышать концентрацию этого вещества в атмосфере…

Даже в этом году, невзирая на пандемию, прокуратура дважды организовывала проверки на «КуйбышевАзоте», нарушений не обнаружила. Представители администрации подтвердили, что на предписания об ограничении выбросов в период НМУ предприятия обязаны отвечать и исполнять их. В этом году таких предписаний было 17.

Нельзя сказать, что после двухчасовых выступлений участники пресс-конференции разошлись довольные друг другом. Причина неприятного запаха и его влияние на наше здоровье так и остались скрытыми в загадочном тумане. Но начало диалогу между властью и общественностью положено, что все-таки радует…

Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 49 (1329) 11.12.20