Премьера кукольного театра «Пилигрим»: «Про Курочку Рябу, яйцо золотое и счастье простое»

Новости Тольятти augustnews.ru

В кукольном театре «Пилигрим» состоялась премьера нового спектакля «Про Курочку Рябу, яйцо золотое и счастье простое».

Накануне этого события корреспондент «Площади Свободы» встретился с Яниной Дрейлих, режиссером-постановщиком сказки.

Про Рябу

— Янина, сделать «Курочку Рябу» в кукольном театре — казалось бы, обычное дело. Ну какой же кукольный без золотого яичка? Но вы, судя по репетициям, создаете особенный, очень атмосферный и теплый спектакль, который могут посмотреть и малыши, и взрослые. Как пришла идея сделать старую сказку в такой необычной, очень уютной, народной тональности, как решили поставить ее в «Пилигриме»?

— История обычная. «Курочка Ряба» нужна каждому театру. Репертуарное название, спектакль для малышей, можно сказать, заказ театру.

— Неужели не было раньше «Курочки» в «Пилигриме»?

— Не было. «Репка» есть, а «Курочки» нет. Но «Курочка» — сказка короткая, а нам хотелось чего-то очень интересного для себя, прежде всего — для режиссера и артистов, ну и, конечно, для зрителей. Чтобы зрители пришли и удивились.

— Эксклюзив начинается с интересной режиссерской идеи, но куда же без пьесы?

— Да, поэтому я нашла интересного драматурга Рагима Мусаева. Я с ним работаю уже на втором спектакле. И вот Рагим специально для нашего театра написал сценарий «курочки Рябы». Это было сделано драматургом эксклюзивно для Тольятти, с правом первой постановки в нашем театре. Мы с ним долго переписывались, у меня тоже были какие-то идеи. В спектакле появляются мама, бабушка и внучка — все это под наш театр, под наших актрис. Рагим пошел в своей работе именно от нашего актерского состава, и получилась такая интересная история.

— А Рагим Мусаев — величина для театра кукол новая или уже активная?

— Он известный драматург, очень активно работает в театре, много пишет для кукольного театра. Можно сказать, мэтр в кукольной драматургии. В каждой его театральной истории есть некая легенда.

Про чудо-птицу

— Ага, значит, пора спросить про легенду, которая будет оживать на сцене «Пилигрима»? Можно приоткрыть эту тайну уже сегодня?

— Легенда про чудо-птицу. Она о том, что курочка — чудо-птица.

— Что ж это, курочка просто делает вид, что она — птица домашняя, серенькая скромница? И никакого полета в осязаемой видимости?

— О, там все глобально! Хотя это сказка для самых маленьких, мы дали ей интересное название, которым боялись даже отпугнуть зрителей. Спектакль будет называться «Про Курочку Рябу, яйцо золотое и счастье простое».

— Про счастье всегда интересно.

— Получается действительно философская сказка. Мы постепенно, простыми шажками, для маленьких и для взрослых подходили к серьезной проблеме. Когда Аленка разбивает яйцо, она очень расстроена. Ей жалко, что она разбила яичко. И вот бабушка рассказывает внучке, что ничто не погибает, что из яичка делаем каравай. Для детей тема вечной жизни, круговорота мироздания — в приятной и доступной форме.

Наша Чудо-птица — ряба. Ряба-пестрая. У нее черные и белые перышки. Черный цвет — ночь, белый — день. Когда день и ночь встречаются, они, конечно же, начинают спорить. И вокруг яичка тоже.

— Яна, новый спектакль будет идти в камерном зале?

— Хочу этого. У меня еще не было спектаклей для малого зала. Конечно, теоретически он может перейти на большую сцену, и он перешел бы на нее легко. Но атмосфера малого зала особая. Мы все очень соскучились по чувству уюта, тепла. Не хватает нам этого. Все хотят в театре чем-то удивить, что-то доказать, показать новые формы. А мне захотелось простоты. Есть у нас в спектакле фраза такая: «В чем счастье? А в простоте». Так отвечает бабушка внучке. Это маленькое счастье мы решили создать для зрителя.

Про избу

— Янина, как режиссер спектакля для детей, как вы видели для себя эту простоту? И кем она создавалась, потому что ваша простота, судя по репетициям, получилась очень теплой и трогательной.

— Я стараюсь в каждом спектакле зрителя погрузить в это тепло. Наверное, у меня самой нехватка тепла, и я через творчество хочу сделать так, чтобы и у людей оно тоже появилось. Делюсь теплом, безусловно, но хочу, чтобы этого было больше. В спектакле хотелось уюта и тепла именно домашнего. Домашнего, теплого очага. У меня возникла своя картинка. Хотелось создать русскую избу с уютными деревянными поделками, ковриками. Пришла к художнику Яне Плотниковой, и у нее появилась идея авторских работ. Тряпичные куклы — это авторские работы Яны.

— Очаровательные, непохожие на других куклы у Яны получились. Сразу пришли к единомыслию на этот счет?

— Яна предложила несколько вариантов. Выбрали один. Нам с самого начала не хотелось кукляшности. Хотелось синтеза русской игрушки и каких-то русских тряпичных оберегов. Сложный синтез, такое вот наше ноу-хау.

— А куклы, которые живут в вашей избе и с которыми могут даже немножко поиграть дети и… взрослые дети?

— Все остальное — синтез русской игрушки. Некий срез. Потому что там у нас есть и филимоновская игрушка, и богородская резьба есть. Чтобы интересно было рассказать о них перед спектаклем.

— Чтобы воспроизвести богородскую игрушку, нужна была тоже смелость, потому что конструкции и принципы создания всех этих традиционных и очень разных игрушек еще надо было изучить, а в вашем театре сделали их своими руками.

— Изучали. Проекту уже год, и мы активно ходили по библиотекам. Много не найдешь в Интернете. Обращались в наш краеведческий музей. Костюмы в спектакле у нас практически оригинальные. Они стилизованы, может быть, процентов на пятнадцать, остальное — копия исторических. Книги про игрушки огромными стопками перелопачивали. Весь проект получился теплым, начиная с поиска этих книг. Когда листаешь книгу, особое ощущение. Потом объясняли конструктору, рассказывали. Но он у нас вообще умелец!

И Владимир Ганжа, и все цеха позитивно восприняли проект. Когда тепло-тепло всем. Люди объединяются. Я не помню ни одной конфликтной репетиции.

— В спектакле есть и другой особенный прием. Речь о теневом театре, Янина?

— Да, у нас будет необычный цветной теневой театр, но все секреты пока открывать не хочется. Хочется сюрприза. Чуда хотелось. Много маленьких чуд!

Про солнышки

— Янина, когда же получаются чудеса?

— Когда у режиссера с самого начала есть идея и есть некая картинка, и когда он совпадает с актрисами в понимании этой идеи и видении картинки. И если такое происходит, тогда чудо для зрителя точно будет.

— А сложно было выйти на одну волну с актерами на таком очень-очень детском материале?

— Честно? Актрисы слегка напряглись вначале. Ну вот у Веры Кривцовой, например, за плечами — такие серьезные работы, как «Ваня Датский», «Марьино поле», а тут — курочка. Но потом они поняли, что пьеса серьезная. С философским уклоном. И теперь они получают удовольствие от этой работы. Это меня очень радует. Это актерское тепло заряжает зрительный зал.

— Какие же все ваши актрисы красивые! Просто чудо.

— Да. И все они — славянского типажа. И Вера Кривцова, и Светлана Бабикова, и Дарья Яворская — голубоглазые, русые. У них лучеиспускание.

— Лучеиспускание. Это какая-то мера таланта?

— Актерская характеристика. Если обладает этим актер, ему многое дано.

— Лучистые актрисы… Это для режиссера все равно, что намыть золото в грудах руды. Вы намыли, Янина.

— Да, да, это просто солнышки.

— Спектакль ваш в названии говорит про счастье. Счастье есть, Яна?

— Стараемся генерировать.

Наша справка

Бабушка рассказывает внучке, что ничто не погибает, что из яичка делаем каравай. Для детей тема вечной жизни, круговорота мироздания — в приятной и доступной форме.

Адрес Театра кукол “Пилигрим”: г. Тольятти, площадь Свободы, 2.

Наталья Харитонова, «Площадь Свободы»
mail-ps@mail.ru

фото: «Площадь Свободы»