Предсказание, завещание, послание

выставка Красные ворота-Против течения
фото: Музей актуального реализма

В Тольятти в шестой раз приехала межрегиональная передвижная выставка «Красные ворота/Против течения». И второй раз ее принимает в своих больших и светлых залах Музей актуального реализма.

Авторство этого академического выставочного проекта принадлежит вице-президенту Российской академии художеств, президенту творческого союза художников Константину Худякову. «Красные ворота/Против течения» – выставка-конкурс, проходящая в режиме биеннале – раз в два года, проект рассчитан на два десятилетия и первая половина пути уже пройдена.

В основу проекта заложена методика чешского педагога-гуманиста XVII века Яна Амоса Коменского, создавшего в 1658 году энциклопедический труд «Мир чувственных вещей в картинках» и знаменитый список важнейших предметов и явлений жизни. Их изучение в юности – лучшее противоядие невежеству, так считал европейский просветитель эпохи Возрождения.

Из 100 тем организаторы «передвижки» каждый раз берут десяток. На сей раз предложенные конкурсантами работы проверялись строгим жюри на соответствие следующим: предсказание, завещание и послание, книгопечатание, игра случая, смерть, сцена, фокусы и миражи, праздник, дурные привычки и апокалипсис. Более 2000 заявок в жанре живописи, графики, скульптуры, цифрового искусства и фотографии поступило на конкурс из 22 регионов России от 500 авторов.

Экспертным советом отобрано более 600 работ в арт-энциклопедию и 250 – в передвижную выставку, которая движется по маршруту: Москва – Саратов – Тольятти – Саранск – Казань. Движется против течения, как и заявлено в названии, но стартует все-таки в столице. При этом нужно отметить, что Тольятти – единственный не является центром региона.

Правда, поэтому есть проблема со спецпремией для поддержки талантливых авторов, которую учреждают в других городах в честь своих знаменитых уроженцев. В Мордовии это Федот Сычков, в Татарстане – Николай Фешин, в Саратове – Кузьма Петров-Водкин.

– Можно учредить премию имени ставропольчанина Константина Горбатова, – предложил участник конкурса, член РАХ и заслуженный художник РФ Сергей Кондулуков. Руководство департамента культуры мэрии обещало посодействовать.

Список участников конкурса далеко не ограничивается перечисленными регионами, и с каждой новой выставкой расширяется. В этом году присоединились крупные южные города: Ставрополь, Ростов-на-Дону.

Проект заявлен как академический, но для участия в нем не обязательно быть членом академии или даже официального творческого союза. Хотя когда-то именно так все и начиналось, и количество участников было строго ограничено.

Против течения – это значит вверх по Волге, а вовсе не обязательно против существующих традиций. Приветствуются и реализм, и авангард. Главное – чтобы талантливо, не избито, чтобы был посыл зрителю, и чтобы картины находили отклик широких зрительских масс.

– Константин Васильевич сформировал такой плюралистический союз, – охарактеризовал сообщество участников выставки Сергей Кондулуков. – Здесь можно найти все! Студентам будет интересно увидеть, что главное в искусстве – найти себя, суметь выразить то, что ты хочешь сказать. А в какой форме и через какое содержание – это им решать.

Организаторы дали менее эмоциональное определение задач:

– Проект «Красные ворота/Против течения» наглядно демонстрирует картину традиций отечественного изобразительного искусства. Сопоставление в проекте различных художественных школ и индивидуальных творческих практик дает возможность исследовать актуальные тенденции в современном художественном процессе…

Из отобранных экспертным советом работ в зале представлено около 150. Экспозиция дополнена произведениями конкурсантов из Самары и Тольятти, таковых оказалось 23.

– Представлены картины и президента академии Зураба Церетели в локации по теме «Праздник». Такова традиция – президент тоже должен участвовать в конкурсе…

Главный куратор проекта, первый заместитель председателя Поволжского отделения РАХ Светлана Кузнецова отметила удачную экспозицию, где, помимо конкурсных работ, нашлось место и картинам из «золотого фонда» самого музея. Они даже войдут, как пообещала куратор, в арт-энциклопедию проекта.

– В каждом городе выставка приобретает свое особенное лицо и это очень интересно. Мы никогда не диктуем правил выстраивания экспозиции.

Сергей Жирнов – самый молодой из конкурсантов, впервые участвует в такой масштабной выставке наряду с самим Зурабом Церетели. Его работа под названием «Пусть черные сукна покроют…» была выбрана в теме «Завещание и предсказание». Смысл работы туманен, как, в общем-то, и тема. В своем автопортрете автор не испугался работать с черным цветом, подобной смелостью отличались немногие, Ренуар, например.

Я спросила художника, что он держит в руке:

– Это кусок янтаря?

Сергей рассмеялся:

– Все так говорят! На самом деле это гнилое яблоко.

Жизнерадостный молодой художник наполнил свою работу мистическим и печальным смыслом? Да, ведь название картины – строка из «Реквиема» Анны Ахматовой.

Эта картина написана в 2022 году, но вряд ли многие художники создавали работы именно под очередные темы конкурса, что-то достали из закромов. Например, у Василия Шульженко представлены работы 2020 и 2018 годов в локациях «Сцена» и «Дурные привычки», а также картины еще 90-х.

Неудивительна востребованность темы «Праздник», а также совершенно противоположных: «Смерть», «Апокалипсис».

Здесь можно увидеть выполненную в традиционной манере картину «Поминки» Ильи Овчаренко из Санкт-Петербурга – деревенский интерьер с занавесками и клеенкой на столе с горящими свечами, грустно-умиротворенные лица старушек. И фантастическое чудовище без глаз на холсте «Машина войны» Евгения Проничкина из Саранска, и «колесо сансары» из куриных окорочков – в произведении «Апофеоз Европы» Александра Гидулянова из Москвы. А Владимир Гвоздев подошел к теме с юмором, создавая фотопринт «Сели батарейки».

Каждая работа заставляет задуматься. Денис Мишин из Уфы сколлажировал 30 цифровых фотографий режиссера Кирилла Серебренникова и назвал свою работу «30 серебренников». На одной из работ автор изобразил что-то вроде прорастающей картошки в кассете от яиц. Зрители тренировались в интерпретации темы «Игра случая» по отношению к корнеплоду. Какой-то сгниет, какой-то вырастет.

А некоторые совсем простые по сюжету работы заставляли надолго остановиться и задуматься. Например, у Ланы Медвецкой-Мусиной из Казани среди бурелома девушка в распахнутой дубленке замечталась о чем-то. Картина называется «Дневные тени», она прошла отбор по теме «Предсказание». Какие-то светлые тревоги обуревают персонаж художницы на фоне весенних лучей еще не жаркого солнца.

Еще более загадочной кажется картина Прохора Вечканова из Санкт-Петербурга. У нее длинное название – «Несколько слов о живой надежде и спокойном мужестве экипажа подводного крейсера». Сине-зелено-фиолетовая гамма холста вызывает тревогу и попытку разобрать текст на листе, который держат моряки, находящиеся снизу от зрителя. Текст не читается, что случилось, непонятно. Но предположить можно, ведь работа отнесена к теме «Завещание и предсказание».

Выставка будет работать недолго, до 8 октября, из Тольятти она отправится в Саранск.

Адрес Музея актуального реализма: ул.Юбилейная, 25.

Тамара Ушакова, газета «Вольный город Тольятти»