– Я все сам на даче делаю: дрова колю для бани, землю копаю, мусор вывожу на тачке, суп варю. Хотите, покажу? – предложил Андрей.
– Покажи, если не очень сложно.
Мне действительно стало интересно, как безрукий инвалид колет дрова.
– А чего тут сложного? – с этими словами Андрей пошел за дом, где лежали уже напиленные чурбаки. Взял посучковатее, ловко поставил на большой чурбак, потом остатками рук потянулся за топором. Как-то его приспособил, размахнулся спиной и… лезвие увязло в пеньке. Ну все, подумал я, эксперимент не удался – не надо было соглашаться, чтобы не травмировать хозяина.
Андрей тем временем привычно схватил железную кувалдочку и ударил ей по топору. Один раз, второй и – кусок от чурбака упал на землю. Через пять минут вместо пенька на траве лежали аккуратные дровишки. Андрей передохнул и взялся за лопату.
– Мам, где лучше копать?
Ольга Николаевна, стоявшая между грядок, показала на утоптанный клочок земли, где хотела разбить небольшую клумбу. Сын понял ее без слов и принялся за работу…
Навестить семью Баныкиных нам подсказали читатели: мол, раньше писали про них много, а теперь забыли. Нет, мы не забыли, просто, оказав помощь одной семье, сейчас помогаем другим.
Для тех, кто не помнит или не знает про Баныкиных, вкратце расскажу их историю. В пятилетнем возрасте Андрей во дворе своего многоэтажного дома играл с ребятами в прятки. Чтобы его не нашли, залез в работающую трансформаторную будку, которую электрики забыли закрыть. То, что ребенок выжил – чудо, но цена этого была большой: хирурги сначала отрезали ему одну руку, потом – другую.
Предприятие электросетей выплачивало семье, в общем-то, символическую сумму, когда же сменился собственник, то Ольге Баныкиной заявили:
– Ваш сын стал совершеннолетний, пусть теперь о нем заботится государство.
Баныкины бросились к адвокатам, но все без исключения им отказали: кому охота браться за проигрышное дело. Тогда они пришли на прием к Владимиру Рогову. Председатель городской коллегии адвокатов «Защитник» и ведущий популярной рубрики взялся бесплатно представлять интересы инвалида в суде. И выиграл! Как в районном суде, так и в областном. Судьбоносное для Баныкиных решение было принято в конце декабря 2011 года: полтора миллиона – компенсация морального вреда и 6 505 рублей – ежемесячная выплата. Причем с индексацией и пожизненно.
Деньги ответчик выплачивать не хотел, поэтому борьба продолжилась и в 2012 году. Когда все благополучно разрешилось, подключилось центральное телевидение, которое сделало из этой истории шоу. В конце передачи по сценарию, придуманному москвичами, к Андрею должна была прильнуть его невеста. Поскольку у Баныкина девушки тогда не было, на ее роль из Тольятти пригласили… бывшую сожительницу друга. Всем даже оплатили билеты в Москву, правда, туда – купе, оттуда – плацкарту.
Грустноватая история, но Андрей вспоминает ее как некий анекдот, позволивший ему посмотреть столицу. Про свою нынешнюю жизнь рассказывает как есть:
– В феврале с интервалом в два дня умерли отец и сожитель матери… Работу не могу найти. Как-то сосед выручил: ему нужен был в бригаду человек – ограду вокруг «Фосфора» ставить. Я целый месяц работал. Сейчас нечем заняться, даже в центр занятости обращался.
– И как там отреагировали?
– Удивились. Тут, говорят, здоровых работать не заставишь…
– А на что живешь в кризис?
– У меня пенсия по инвалидности 14 500 и ежемесячная выплата от электросетей 7 600 рублей. Вроде бы хватает, но хочется работать. А еще… Еще невесту ищу, хочу семью создать, мне все-таки уже 26 лет.
– У тебя, мать говорила, была девушка.
– Мы расстались…
Беседовали мы у Баныкиных на даче за Федоровкой. Домик стоит на высоком берегу, первая линия, с крыльца Волгу видно, сама природа настраивает на лирический лад…
От редакции. Если, уважаемые читатели, у вас есть подходящая работа для Андрея Баныкина, звоните в приемную редакции, телефон 26-13-95.
фото: www.vokrug.tvСергей Русов, «Вольный город»