Правда, это новшество, может быть, до Тольятти и не дойдет

После летнего затишья культурная жизнь в городе возобновилась. Открыл 31-й сезон главный театр Тольятти. Спектакль «Бешеные деньги» по пьесе Островского в постановке Олега Скивко завершил прошлый юбилейный сезон единственным показом. Поэтому в сентябре возможность посмотреть нестареющую классику представилась всем, кто не успел в мае.

И, как всегда, «Колесо» готовит разнообразную программу для зрителей с разными запросами на весь новый сезон, хоть и не юбилейный, но…

– Задачи юбилейного сезона были глобальны, – рассказал художественный руководитель театра Михаил Чумаченко.– Работали с федеральными каналами, воплощали крупные проекты, участвовали в фестивалях. Новый сезон пройдет под девизом «Это мой театр», и он будет посвящен городу. Поскольку серия юбилеев, связанных с АВТОВАЗом, продолжается, Министерство культуры уже выделило грант на постановку спектакля, отражающего эту тему…

Пьеса будет написана к середине ноября, создается она в рамках театральной лаборатории, возглавит которую очень хороший, по словам Михаила Николаевича, драматург Анна Батурина. Это представительница екатеринбургской школы, ученица Николая Коляды, с пьесой «Фронтовичка» стала лауреатом независимой литературной премии «Дебют» и конкурса современной драматургии «Евразия».

– «Фронтовичка» поставлена в огромном количестве театров, но знаком качества является то, что она идет в «Современнике».

Был объявлен литературный конкурс, на который принимались произведения разного жанра: рассказы, эссе. Но что поразительно, молодые тольяттинские авторы прислали уже семь пьес. Что ни говори, а тольяттинская драматургическая школа существует, и это молодые, двадцатилетние! Именно на их материале под руководством Батуриной будет создана окончательная вещь. Без криминала и чернухи.

– В городе есть ряд тем, которые интересны сторонним любопытствующим, но не самим тольяттинцам. История криминальных разборок это не наша тема, история взаимоотношения иностранных концернов – тоже. Не хочется детектива. Как и ретроспективного анализа истории «копейки»…

По мнению Чумаченко, говорить сегодня нужно о тех вещах, которые очевидны и являются плюсами. О востребованном и высоко оцененном автомобиле европейского класса «Веста», о гонщиках «Лада-Спорта», о том, как развивался спорт, какие взаимоотношения у спортсменов с городом. Вообще-то сложно представить, что это будет за спектакль, насколько он станет «смотрибельным». Этого пока и художественный руководитель не знает. Постановка будет идти «с колес», параллельно с написанием пьесы – драматург уже скоро начнет работать с режиссером и труппой.

– Не говорю, что ставить буду именно я, – уточнил Чумаченко. – Моя задача – оценить качество драматургии. Возможно, получится вещь молодежная, или же она потребует режиссера 30-35 лет, или это будет какая-то танцевальная история…

К весне планируется бенефис народного артиста России Евгения Князева: исполняется 60 лет его сценической деятельности.

– Мы перелопатили много материала, остановились на пьесе Артура Миллера «Цена». Это драма, простая история о том, как поссорившиеся когда-то братья собираются продать мебель, оставшуюся от умершего отца. Появляется оценщик Соломон, он оценивает и мебель, и всю их жизнь…

Сейчас Михаил Чумаченко готовит постановку по пьесе Ольги Степновой «Серебряная ложка»:

– Это чисто русский вариант бесшабашной комедии. Хочу, чтобы и артисты повеселились, и зрители…

Опять же ближе к весне появится малоизвестный детектив Агаты Кристи в постановке Павла Пронина, молодого режиссера из Москвы, создавшего музыкально-танцевальный спектакль «Влюбленный город». А уже в октябре состоится премьера «Без монет нет конфет»:

– Это немецкая пьеса о подростках, о том, как дети исчезают в виртуальном пространстве. Ее ставит замечательный молодой режиссер Антон Киселюс, литовец, родившийся в Эстонии. Он ставил Шекспира, Миллера, Достоевского, а его спектакль «Пять вечеров» закрывал прошлогодний одноименный фестиваль имени Володина.

Еще выйдет сказка «Звездный мальчик» Оскара Уайльда в постановке Павла Пронина. А Олег Скивко приступает к репетициям спектакля по пьесе Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас». Выбор этой пьесы сделали сами зрители два года назад, проголосовав на ее читке.

– Большой зрительский интерес встретил спектакль «Любовь и голуби» по пьесе того же автора. А ведь персонажи нового спектакля – это те самые старики, только в детстве, которое совпало у них с войной…

Читки пьес, весь прошлый сезон собиравшие театралов, и в этом будут проходить каждый месяц.

– Мы не можем свободно экспериментировать,– заметил Чумаченко. – Финансирования достаточного в последние годы нет – такая ситуация в целом в городе. Раньше постановочные расходы были меньше, при этом и спонсоры, выделявшие деньги, находились.

Сейчас приходится затягивать пояса, так что читки – это возможность самую новую пьесу с актерами провернуть, размять в ручках, услышать чье-то мнение с третьей стороны, то есть не выключать актеров из современного театрального процесса. Если мы будем делать установку исключительно на коммерческие проекты, неизбежно начнем проигрывать. Не сейчас: на тактическом уровне можем выиграть, а на стратегическом, через год-два начнем проигрывать всерьез…

Впрочем, следует отметить, что «КуйбышевАзот» на протяжении последних лет, по словам Михаила Николаевича, в каждом сезоне финансирует одну постановку. В прошлом году, например, это была «Как закалялась сталь».

Среди текущих проблем, наверное, свойственных всем театрам, художественный руководитель назвал возрастной разрыв в труппе.

– Если вдруг, не дай Бог, заболеет Елена Радионова, на большой сцене будет идти один спектакль. Нам нужна одна, а лучше две артистки ее возраста. Но хорошие актрисы в сорок лет уже сидят спокойно в своем театре, играют по 30 ролей и ничего не планируют менять…

Шокирует худрука ситуация с получением званий в Самарской области:

– Здесь принято решение, что надо сначала получить звание «заслуженный артист Самарской области», только через пять лет – «заслуженный артист России», получить грамоты мэра, думы, благодарственные письма… Я подсчитал: чтобы стать народным артистом России в нашей губернии, вы должны окончить вуз в 21 год и, если будете работать всю жизнь в одном театре и играть главные роли, вы в 84 получите «народного артиста»! В других регионах такого нет. Сергей Максимов, стоявший у истоков «Колеса», никогда не получит звания, так как он десять лет не работал в театре…

Другое российское театральное поветрие Тольятти вроде еще не коснулось:

– Исчезает понятие «театр-дом». Выпускники мастерских Хейфица, Кудряшова не желают идти в штат театра и играть служанок. Они готовы прийти к хорошему режиссеру на конкретную роль…

Дошло до того, рассказал Михаил Чумаченко, что Минкульт обсуждает вопрос распределения, когда после окончания вуза выпускников отправляют по российским театрам на два-три года. В Прибалтике такая система уже работает: если специалист не согласен на распределение, то должен оплатить всё обучение. Правда, это новшество, может быть, до Тольятти и не дойдет, в свете последних изменений трудового и пенсионного законодательств. Увидим. А пока – новые спектакли «Колеса».

– Театру нужен новый большой костюмный спектакль,– напоследок признался Чумаченко.

– А это полтора-два миллиона, мы на эти деньги порой живем год. Но давно не было на сцене кринолинов, париков. Последний раз – в «Стакане воды» 12 лет назад. Те постановки, которые я перечислил, вполне могут собрать аншлаги, которые в свою очередь дадут нам возможность, чтобы появился Гольдони, Лопе де Вега или Бомарше…

Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 37 (1216) 14.09.18
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

на сцене театра колесо