Позиция АВТОВАЗа по отношению к Тольятти будет меняться

николай остудин на рабочем месте
фото: «Площадь Свободы»

Председатель Думы г.о. Тольятти Николай Остудин уверен, что только совместная работа на благой результат позволит депутатам нового созыва открыто и честно смотреть в глаза избирателей

В среду, 14 ноября 2018 года, депутатам тольяттинского парламента предстоит рассмотреть в первом чтении проект бюджета города на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов. Ввиду междоусобных конфликтов, которые сотрясали гордуму в первый месяц после сентябрьских выборов, многие наблюдатели опасаются, что голосование по бюджету может обрасти новыми интригами и скандалами. Однако председатель Думы г.о. Тольятти Николай Остудин уверен, что депутатам удастся найти компромисс и проголосовать по принципиальному вопросу взвешенно и консолидированно. Не исключено, что на выручку придет четырехстороннее соглашение – сродни тем, которые подписывались между фракциями ранее при решении кадровых парламентских вопросов. В интервью «Площади СВОБОДЫ» Николай Иванович также рассказал, кого и за что намерена критиковать гордума, какие надежды возлагает он лично на АВТОВАЗ и на каких автомобилях, по мнению вновь избранного спикера, должны ездить первые лица города.

– Николай Иванович, работа нового парламентского созыва началась непросто и сопровождалась длительными переговорными процессами. Что было самым сложным в поиске компромиссных кадровых решений?

– Если начать с результатов выборов, то вы знаете, что КПРФ получила в гордуме 17 мандатов, «Единая Россия» – 13, «Справедливая Россия» – 3, ЛДПР -2 Мы в «Единой России» понимали, что «Справедливая Россия» – это некий наш союзник, партнер, но все равно, даже при такой коалиции, имели 16 депутатов против 17. В то же время в КПРФ откровенно говорили, что не ожидали такого результата и не совсем были готовы к тому, что с этим делать. Тем не менее коммунисты считали, что они победители предвыборной гонки и как минимум пост председателя думы должен быть у них. «Единая Россия» с этим не могла согласиться. И это, конечно, был первый серьезный момент, когда определялось, представитель какой фракции возглавит парламент.

Первая кандидатура была не моя: представители КПРФ были категорически против какой-либо альтернативы. Потом появилась, на взгляд многих, в том числе на взгляд губернатора, более компромиссная кандидатура – моя. Даже учитывая мой опыт и определенный авторитет, депутаты от КПРФ не сразу с этим согласились, были длительные переговоры. Но в конечном итоге компромисс был найден – появилось общее понимание, что так будет правильно. И конечно, начался поиск противовеса – появилась должность первого заместителя председателя думы, чей функционал и полномочия надо было как-то наполнять, чтобы создать баланс. Здесь мы также очень долго искали компромисс.
Фракция КПРФ настаивала, чтобы у первого заместителя был контроль над аппаратом думы. Но с этим мы, конечно, не могли согласиться. Ведь что такое дума? Это депутаты и это аппарат, который готовит, анализирует, смотрит юридическую сторону документов и т.д. Если хотите, аппарат – это база, основа парламента. Соответственно, в случае принятия предложения КПРФ первый зам становился бы фактически председателем думы. Поэтому здесь мы долго договаривались и в конце концов нашли компромиссное решение. Полномочия первого заместителя на сегодняшний день прописаны. Самое главное – это порядок визирования всевозможных документов, которые подписывает председатель.

Да, нет смысла отрицать: процесс кадрового формирования у нас затянулся. С одной стороны, это плохо. С другой стороны, сегодня это оказывается приличным плюсом – дума начала работать очень активно. Безусловно, в результате переговоров депутаты как-то ближе и лучше начали понимать друг друга.

– Будет ли применяться практика пакетных соглашений между фракциями в дальнейшем?

– Да. Когда «Единая Россия» и КПРФ договорились, то, естественно, пригласили к обсуждению кадровых решений «Справедливую Россию» и ЛДПР. Они, конечно, несколько обиделись, что приглашение состоялось не в самом начале переговорного пути, но мы объяснили: это был настолько сложный процесс, что при их изначальном участии он мог бы затянуться гораздо дольше. Депутаты нас поняли, услышали, поэтому в итоге было подписано четырехстороннее соглашение.

Все фракции сейчас с удовольствием участвуют в обсуждениях тех или иных вопросов. Эта практика успешно применяется, в том числе мнение всех объединений учитывалось при голосовании за заместителей председателя думы, и в дальнейшем при решении принципиальных вопросов мы обязательно будем ее применять. Все фракции, все депутаты – победители выборов, которые получили доверие и поддержку избирателей и должны полноценно участвовать в парламентской деятельности. Все мнения учитываются, со счетов никто не списывается. Тем более мы понимаем, насколько активные есть депутаты, – с этим однозначно надо считаться.

– Николай Иванович, свежие идеи, которые уже звучат от депутатов, пригодятся?

– Конечно! Свежий взгляд всегда нужен. Это здорово! Попов Иван Викторович, например. Я просто не ожидал – грамотная, четкая, настойчивая позиция, которая однозначно заслуживает уважения. Я уж не говорю о юридических познаниях Архангельского Евгения Александровича, который тоже большой профессионал в своем деле.

– Одно из первых больших мероприятий в городской думе – прошедшая 29 октября встреча депутатов всех уровней. По ее итогам принято сводное обращение, своего рода наказ в областной и федеральный бюджеты на общую сумму около 6 млрд руб. Какие расходы вы считаете наиболее приоритетными? Есть понимание, по каким направлениям средства точно будут выделены?

– Первый приоритет – это дороги. Не надо лукавить или спорить насчет того, что мы опираемся на доверие жителей, чья оценка деятельности местной власти формируется в том числе исходя из состояния дорог. Тольяттинцы ездят на автомобилях и общественном транспорте, ходят с колясками, передвигаются по пешеходным переходам и видят, как меняется дорожная инфраструктура. Понятно, что с опозданием, что, может быть, не в тех объемах и не с той скоростью все делается, как хотелось бы, но приоритет – это однозначно дороги. На них остается та же сумма, она уже подтверждена – порядка 1 млрд руб., в том числе на внутриквартальные проезды, строительство дороги по ул. Офицерской и т.д.

Еще одно важное направление – это благоустройство, которое финансируется из всех трех бюджетов. Я предполагаю, что эту работу от нас тоже ждут жители.
И третий приоритет – программа празднования 50-летия со дня выпуска первого автомобиля на АВТОВАЗе. Надо, чтобы эта программа не просто существовала на бумаге, но и полноценно функционировала, в том числе наполнялась финансово. Проделана большая подготовительная работа, есть и определенные трудности, например, по набережной Автозаводского района. Но есть и позиции, включенные в федеральную программу. В том числе это сквер и выставочный центр в честь юбилея автозавода вдоль ул. Революционной, где работы уже ведутся и на 2019 год предусмотрено приличное финансирование. В этой же программе очень много социальных объектов – она является своего рода сводом мероприятий по разным отраслям. По ряду проектов финансирование подтверждается, но более предметно об этом можно будет говорить, когда мы окончательно пройдем все бюджетные процессы.

– Николай Иванович, проблемы со строительством двух школ и нового корпуса детсада «Ладушки» в новых кварталах Автозаводского района известны. Не повлияет ли это на выделение средств из вышестоящих бюджетов?

– Такое опасение есть, оно имеет место. По детскому садику можно, конечно, говорить, что там как-то подрядчик подвел. Мы должны понимать, что у подрядчика тоже есть проблемы с оборотными средствами, и он действительно не успел, сорвал сроки. Но финансирование строительства объекта будет продолжено, оно есть, так что «Ладушки» мы все равно откроем. По школам в 18 и 20 кварталах – тут процесс действительно немного затянулся. Жители очень недовольны в связи с этим, я лично – тоже. Хотя администрация города, в частности по школе в 18 квартале, и ссылается на подрядчика, который не смог, не прошел государственную экспертизу проекта.

На мой взгляд, в этом есть доля лукавства. Моя оценка – чиновники однозначно виноваты, так как обязаны были предвидеть и исключить любые срывы, обязаны были либо помочь подрядчику, либо еще как-то посодействовать, но решение должно было быть. Тем более изначально строительство школы на 630 мест в 18 квартале по срокам опережало школу на 1600 мест в 20 квартале. Я думаю, мы еще отдельно будем этот эпизод разбирать по итогам годовой работы администрации, однозначно будет замечание в их адрес, которое я обязательно озвучу, и какие-то меры должны будут быть приняты по усмотрению главы города, возможно – даже кадровые.

Отмечу также, что вопросы строительства социальных объектов, этих трех в том числе, обсуждаются на еженедельных совещаниях в администрации. Туда я хожу лично, чтобы быть в курсе событий. Глава города тоже уделяет огромное внимание этим мероприятиям. Но, к сожалению, не все складывается так, как нам бы хотелось. Есть, с одной стороны, вроде бы и объективные причины. Но, на мой взгляд, недостаточные усилия предпринимаются для их преодоления.

– Конструктивная критика в адрес администрации города звучит. А как в целом дума будет выстраивать отношения с исполнительной властью?

– Мы намерены наладить взаимодействие, которое будет строиться на личном понимании необходимости конструктивной работы. Критика будет, но только объективная и справедливая. И я понимаю, что иногда мы будем критиковать не столько главу города, сколько какие-то конкретные департаменты, подразделения, блоки. Сергей Александрович Анташев готов, конечно, отвечать за все, но это не совсем правильно – его одного на все направления просто не хватит. Сегодня начался бюджетный процесс – надо очень серьезно заниматься этими вопросам на уровне правительства Самарской области. А на хозяйстве кто-то должен оставаться? Руководители департаментов, управлений, отделов – кто им мешает серьезно, с полной самоотдачей заниматься своими отраслевыми вопросами? Поэтому в этом отношении мы будем помогать. Я, например, планирую лично поучаствовать во встрече с губернатором Дмитрием Игоревичем Азаровым. Пока мы видим, что бюджетная обеспеченность г.о. Тольятти на 2019 год на душу населения недостаточная. Поэтому надо посодействовать, какие-то дополнительные аргументы предоставить, чтобы нам помогли.

– Каковы эти аргументы?

– Один из самых серьезных аргументов – нельзя сегодня г.о. Тольятти выделять меньше средств, в связи с тем, допустим, что «Единая Россия» проиграла выборы. Мы должны уважать выбор избирателей, люди не должны от этого страдать. Поэтому и в думе я сегодня убеждаю депутатов: шуметь, выяснять отношения, спорить и дискутировать можно только на комиссиях, а на заседаниях парламента мы должны демонстрировать консолидированную позицию. Нам ни в коем случае нельзя дальше показывать «штурм Зимнего дворца» и т.д. И я рад, что такое понимание есть: абсолютно все депутаты в этом солидарны. Дума начала довольно динамичную работу, на 14 ноября намечено рассмотрение бюджета города в первом чтении, рабочий процесс идет, все позиции нацелены на поиск компромиссов. Таким образом, думаю, мы покажем, что на нас можно полагаться и рассчитывать.

– На ваш взгляд, городской бюджет 14 ноября будет принят в первом чтении?

– Думаю, да. Это же в основном параметры бюджета. А потом будет вестись кропотливая работа согласительной комиссии. Со своей стороны, я уже подписал постановление, депутаты проголосовали за ее состав. Естественно, при малейшей возможности я буду сам участвовать в заседаниях. Кроме того, будут однозначно вестись встречи, переговоры по предложениям думы. И администрация, и парламент серьезно настроены работать на компромисс, на консолидированный результат. Нельзя провоцировать общество и вышестоящую власть на лишние разговоры и замечания в свой адрес ни сейчас, ни в дальнейшем.

– Николай Иванович, городскую думу в вашем лице возглавил представитель АВТОВАЗа. В Госдуме РФ интересы нашего города также отстаивает вазовец Владимир Бокк. Означает ли это, что депутаты будут усиливать парламентское взаимодействие с автозаводом? Будет ли АВТОВАЗ больше привлекаться к реализации городских социально значимых проектов, как это уже делают наши химические гиганты?

– На протяжении последних пяти лет АВТОВАЗ терпел убытки. Сегодня мы знаем, что предприятие за 9 месяцев 2018 года показало 4,5 млрд руб. чистой прибыли. Я думаю, что в связи с этим позиция АВТОВАЗа по отношению к городу будет меняться. В том числе через совет директоров крупнейших предприятий при главе города, где очень интересное взаимодействие: присутствует некая провокация одних компаний-участников другими. В ближайшее время очередное его заседание состоится, и АВТОВАЗ мы там обязательно задействуем. Это наша задача. АВТОВАЗу к тому же очень не понравилось, что на торжественном приеме в честь Дня города в этом году они не попали в число номинантов и лауреатов по проектам благотворительности, социальной сферы и т.д. Я думаю, что это очень здорово зацепило президента предприятия, и это второй фактор, который будет влиять на то, что автозавод возобновит участие в жизни города. Тем более мы видим развитие, новые модели – та же Lada Granta, которая уже в ноябре будет продаваться в кроссовой версии.

– А наращивание мощностей на АВТОВАЗе планируется?

– Это еще одна серьезная тема, по которой в том числе Владимир Владимирович Бокк на федеральном уровне будет взаимодействовать с заводом. Речь идет об освоении производства комплектующих, в том числе в особой экономической зоне г.о. Тольятти. Скоро выйдет постановление Правительства РФ о более жестких критериях промышленной сборки, где будут четко прописаны требования к локализации выпуска комплектующих. Различные нюансы заложены в новый документ, все очень грамотно продумано. Надеемся, что АВТОВАЗ будет относиться к этому с пониманием.

Мы также ожидаем принятия конструктивных решений по итогам визита бывшего главы АВТОВАЗа, а ныне полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе Игоря Анатольевича Комарова. Возлагаем большие надежды на то, что он изнутри понимает ситуацию автозавода. И конечно, сегодня это будет один из главных вопросов для всех нас – подталкивать АВТОВАЗ, чтобы тот предлагал своим производителям комплектующих приходить в г.о. Тольятти на площадку особой экономической зоны. Если все это состоится – мы получим рабочие места, налоги и т.д. Для города это будет большой плюс.

– В думе VI созыва вы были вице-спикером. Отсюда вопрос – так ли, на ваш взгляд, велика необходимость проверки финансово-хозяйственной деятельности парламента, на которой настаивают некоторые вновь избранные депутаты? Это сугубо политический ход, или у депутатов действительно есть готовность отказаться от каких-то преференций в свой адрес с целью реального сокращения расходов на содержание думы?

– Участвуя в предвыборной гонке, многие из нас дают обещания. В прошедшей избирательной кампании эти обещания выглядели в том числе как снижение затрат, уменьшение численности думы и т.д. Это один момент. Второй момент – к сожалению, пока не все депутаты понимают, что в думе есть только смета затрат на ее содержание, и не более того. Некоторые считают, что через думу проходят многомиллиардные потоки, делают громкие заявления на этот счет. Но дума только утверждает бюджет, а исполняет его администрация, где идут все проплаты и т.д.

С другой стороны – да, депутаты хотят видеть ситуацию: что происходило ранее и что имеет место быть на сегодня, есть ли вакансии и сможем ли мы без них обойтись, сможем ли снизить затраты по каким-то статьям. Обещания такого рода избирателям были даны, и теперь их надо исполнять. В этом смысле я понимаю КПРФ. И ничего страшного в этом нет: мелкие замечания, наверное, могут быть. Но я и по своей старой работе могу сказать: иногда что-то делал, на что мне потом проверяющие указывали. На какие-то риски я даже шел осознанно, потому что вопросы надо было как-то решать. Я думаю, что и в думе есть свои подобные нюансы.

– Какие?

– Сейчас, например, мы сталкиваемся с тем, что в думе есть парк автомобилей, которые разваливаются. Но за истекшие пять лет не купили ничего, кроме единственной представительской Nissan Teana для председателя думы. В моем понимании – мы должны использовать только вазовские автомобили для таких целей, я лично по-другому не могу. И сейчас как раз занимаюсь этим вопросом, пытаюсь договориться с АВТОВАЗом, потому что однозначно планирую ездить на нашем авто. Это даже не обсуждается. А Nissan Teana мы передадим в «транспортный цех» городской администрации для встреч иностранных делегаций и других представительских нужд. Возможно, будем использовать эту машину для совместных с главой города поездок в Самару. Но по городу, по служебным делам я планирую ездить на Lada Vesta, как это уже делает градоначальник.

– Николай Иванович, вопрос непростой, но актуальный. Дума будет участвовать в разрешении спора вокруг Тольяттинского городского кладбища, которое с февраля закрыто для захоронений?

– Обязательно будем участвовать в переговорном процессе. Ситуация там сложная, требуются приличные средства на выкуп земельного участка под кладбищем, с чем мы полностью не можем согласиться. Поэтому на одном из ближайших заседаний думы мы обязательно посмотрим этот вопрос с приглашением представителей АО «Нива», чтобы как-то поубеждать их в том числе посмотреть доводы и аргументы. Что греха таить? На кладбище организован бизнес. Думается, что свои затраты его владельцы уже окупили, а теперь требуют еще какой-то выкуп. Надо понять, что происходит, призвать их к некой справедливости, чтобы снизить хотя бы выкупную стоимость или как-то иначе решить вопрос. Если уж говорить откровенно, места под новые захоронения там осталось мало. Поэтому обязательно будем искать варианты, в ближайшее время подключимся к работе, потому что вопрос затянулся просто неприлично, надо с этим что-то делать.

– Вы уже упомянули о набережной Автозаводского района Тольятти. Должен ли город добиться, продавить вопрос о ее реконструкции?

– Должен обязательно! И здесь тоже, к сожалению, есть определенные замечания к администрации города в части формирования земельных участков. Есть там проблемы и с СОФЖИ, и с другими пользователями. Надо заниматься этим вопросом, просить, может быть, губернатора принимать какие-то жесткие решения.

К сожалению, нынешний год прошел без серьезных подвижек: красивый дизайн-проект есть, есть понимание, что набережная должна быть, областной бюджет выделял средства на проектирование и предпроектные работы и т.д. Но, к сожалению, пока стоим на месте, так как нет решения по земельным участкам. Я знаю, что Сергей Александрович Анташев себе поставил четкую задачу: без набережной никуда, она должна быть обязательно. Моя позиция очень близкая в этом смысле. Но есть определенный тормоз, который надо преодолеть как можно быстрее, чтобы по крайней мере с 2020 года какие-то работы начались. Иначе горожане нас не поймут и не простят этого. Выбора нет – нужно двигаться вперед. Сейчас нужен сквер на ул. Революционной, через пару-тройку лет – набережная Автозаводского района. И вот тогда нам не стыдно будет в глаза людям смотреть.

Юлия Романенко, «Площадь Свободы», roma-jul@yandex.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь Свободы»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 – 00766 от 21.01.2015

николай остудин на рабочем месте
фото: «Площадь Свободы»