Потерял должность, получил судимость, натерпелся позора

продажа елок новы год

– Мы здесь живем лучше, чем вы. Сели, выпили, баб заказали…

Не знаю, как отметил в минувшие выходные свой профессиональный праздник – День работников леса – Вячеслав П., но этот год у него совсем не удался: потерял должность, получил судимость, натерпелся позора. И всё потому, что решил торговать чужими соснами, как своими собственными.

В декабре прошлого года Вячеслав был при должности, как при ордене, которая звучала очень длинно – начальник федоровского участка ставропольского управления государственного бюджетного учреждения Самарской области «Самаралес». Причем контора участка, несмотря на название, находится в Зеленовке.

На территории лесничества есть питомник, где растут молодые сосны. Именно их перед Новым годом и пустил в оборот Вячеслав Иванович.

Ему позвонили молодые люди и сказали, что хотели бы купить две партии елочек для продажи в детские сады Самары, а может, если удастся, и Москвы. Высотой деревца должны быть около трех метров. За каждое из них звонившие были готовы заплатить 1300-1500 рублей. Это больше, чем в утвержденном прейскуранте, но начальник участка, зная о расценках, решил не отказываться от легких денег.

Купюры – 270 тысяч рублей за 200 елок – он получил в придорожном кафе, что недалеко от Зеленовки. Кстати, часть банкнот были подлинные, остальные – имитация, поскольку проводился оперативный эксперимент.

Сотрудники полиции, зная, что начальник участка не имеет права самостоятельно распоряжаться елками, заподозрили его в коррупционном сговоре. Тем более, Вячеслав инструктировал потенциальных покупателей: как в здании управления на улице Тимирязева найти кабинет определенной сотрудницы, зайти, закрыть дверь, после этого сказать, что они от Вячеслава, и больше ни с кем не контактировать. Кроме того, «продавец» не раз в разговорах подчеркивал:

– Мне – наличные. Мне – наличные.

Но доказать коррупционный сговор не удалось. Вячеслав твердо стоял на своем: ни с кем деньгами делиться не планировал, собираясь из полученной суммы 80 тысяч взять себе. Тогда в качестве свидетеля допросили начальника ставропольского управления Андрея Брыкина. Он рассказал о порядке отпуска продукции из питомника (заявка – резолюция – прейскурант) и тут же добавил:

– Насколько мне известно, часть елок покупатели приобрели в установленном порядке, другую – никоим образом не оформляли. Я допускаю, что Вячеслав П. мог потом провести эти деньги через организацию.

В оперативных целях все разговоры, связанные с приобретением елок, записывались, объем, конечно, большой, но отдельные фрагменты стоит опубликовать. Оказалось, Вячеслав Иванович любит пофилософствовать, особенно если собеседники из другого, молодого поколения.

Мало того, на полном серьезе считает себя патриотом России, отстаивая свою точку зрения. Причем других, кто ворует, сразу обвиняет в непатриотизме. Странная логика. Или он искренне полагает: всё, что есть в лесу, принадлежит ему? Итак…

– Я тебе говорю: народ лучше возьмет зеленую елку, пусть и некрасивую, чем нарядную рыжую. На рынках я лет десять стоял, торговал, знаю. А сейчас? Должность не позволяет. Какая у меня должность? Полковник…

– Если бы чиновниками у нас всё, как положено, распределялось, космодромы не воровали, денег хватало бы. А сейчас не хватает. Вот я работаю, получаю, например, 11-15 тысяч рублей. Плачу налоги, с моих налогов еще платят безработным. Или таким, как вы: в какой-нибудь фирме деньги в конвертах зарабатываете, а налоги не платите государству. А с меня налоги берут. Это обидно…

– Или батюшек взять. Раньше попа расстреливали, он крест с шеи не снимал. А сейчас пришел, два часа отпел, сел в джип и поехал на…

– Как лесничество кризисы переживает? Такие, как вы, убегают, а патриоты остаются…

– Я газет не читаю, чтобы не расстраиваться. Только новости по ящику смотрю…

– Мы здесь живем лучше, чем вы. Сели, выпили, баб заказали. С кафешки рядом жратву привезут, веселись, чисто крестьянски, понимаешь? А летом? Как в раю! Бабы гуляют, пошли купаться, у них купальники отходят. А в загазованной твоей Самаре что?

У нас зверь ходит. Убил – шашлык, снова гуляй, веселись. Что еще нужно? Мы напились, ходим здесь свободно. А в Самаре? Пьяный идешь, а сам думаешь: что у прохожего на уме, он ножом не пырнет?..

– Ты грибов не нашел? Ну, с чего взял, что с города пришел, а грибы тебя ждут? Городские им нужны? Грибы своих ждут. Мы приходим и всё находим…

Уголовное дело в отношении лесного «философа» возбудили по двум статьям, инкриминировав покушение на мошенничество. В суде Вячеслав заявил ходатайство об особом порядке рассмотрения, что означает согласие с предъявленным обвинением в полном объеме.

С учетом этого государственный обвинитель из прокуратуры Комсомольского района предложил назначить ему наказание, не связанное с лишением свободы, – три года условно. Суд дал на год меньше. Кстати, приговор Паюков выслушал уже не начальником участка, а простым бригадиром.

Вот такая, в какой-то степени поучительная история. Пройдет два с половиной месяца, и опять потянутся в сторону лесничеств посредники за новогодними елочками…

Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 38 (1318) 25.09.20