Последствия коронавируса намного страшнее, чем вакцинация

вакцинация от коронавируса

В рамках просветительского проекта «Химия слова», который набирает обороты с каждым днем, для тольяттинцев была организована лекция известного научного журналиста, терапевта, токсиколога, в прошлом военного врача Алексея Водовозова.

Помимо этого, подполковник медицинской службы запаса ведет просветительский блог «Смотровая Военврача», отмеченный различными наградами. А в 2019 году доктора назвали одним из самых известных в России популяризаторов медицины. Алексей Валерьевич выступил в ДК «Тольяттиазот» с лекцией «Вакцины как жертвы собственной эффективности».

Кто придумал прививки и в чем их смысл? А они помогают? Что такое «общий» щит? И как прививки создают коллективный иммунитет?

– Вакцины действительно стали жертвами собственной эффективности, – отметил Алексей Водовозов. – Человечество расслабилось: выросло несколько поколений, не знающих, что такое большие эпидемии.

Последней из них, по словам медика, была пандемия испанки (испанского гриппа) в 1918-1919 годах, унесшая от 50 до 100 миллионов жизней.

Свое выступление доктор выстроил вокруг наиболее популярных мифов о вакцинации. По мнению лектора, эти истории передаются от человека к человеку во всем мире, имеют ограниченную доказательную базу, не учитывающую множества факторов, что рождает массовое недоверие к вакцинам.

И хотя общемировой показатель недоверия к вакцинации не превышает 12%, некоторые страны, особенно Франция, Босния и Герцеговина, Монголия и Россия, имеют с этим большие проблемы. По словам токсиколога, хождение дезинформации о вреде прививок связано с тем, что все дальнейшие недомогания – неважно, когда это произошло, через день или через год после прививания – связывают именно с вакцинацией.

Кто же их придумал?

Первые описания подобных методов профилактики можно найти в китайских трактатах X века. Лекари брали корочки выжившего после натуральной оспы, измельчали в порошок и вдували в ноздри человека, который еще не болел. В некоторых случаях удавалось вызвать легкую форму заболевания, от которой человек не умирал и приобретал иммунитет. Но уровень смертности был немногим ниже, чем при случаях натуральной оспы.

Вообще, вакцинация началась с сельского врача Эдварда Дженнера. Этот британец разработал вакцину против натуральной оспы, прививая не опасный для человека вирус коровьей оспы. Он увидел, что на руках доярок высыпают такие же пузырьки, как на вымени коровы, то есть они заражаются более легкой формой оспы, коровьей, и приобретают иммунитет против натуральной оспы.
Дженнер взял содержимое пузырьков коровьей оспы и привил человеку. Это знаменательное событие произошло 14 мая 1796 года.

Поначалу ничего хорошего из этого не получилось. Практически сразу зародилось антипрививочное движение, потому что человеку свойственно бояться. Когда начинается эпидемия, он считает, что болезнь далеко и пройдет мимо него, а здесь мы специально заставляем человека заражаться.

Дженнера травили, его метод не использовали примерно полвека, пока не пришла натуральная оспа, которая выкосила 500 тысяч человек на европейском континенте. После этого Англия, Франция и чуть позже Россия стали массово прививать людей.

Является ли прививка гарантией того, что я не заболею? Неприятие вакцин связано и с завышенными ожиданиями. Нет задачи прекратить передачу инфекции, потому что это практически невозможно. Некоторые вакцины обладают близкой к 100% степенью защиты, например, от гепатита А или В. Но до сих пор не разработаны эффективные вакцины от холеры, малярии, гепатита С, ВИЧ. Некоторые, например, от гриппа и туберкулеза, направлены на то, чтобы уменьшить урон от инфекции.

– И все-таки, в чем смысл прививок? – спросил лектор. – Мы защищаемся от последствий заболевания, создавая популяционный иммунитет. Есть очень небольшое количество людей, которым действительно противопоказаны прививки. В итоге привитые защищают тех, кого инфекции могли бы поразить и убить.

Лучше переболеть – еще одно популярное утверждение о позитивном естественном иммунитете. И здесь всё не так однозначно. Естественный иммунитет у переболевших будет сильнее. Люди, транслирующие это мнение, правы, но иммунитет будет сильнее у выживших. Процент летальных исходов очень высок, и это необходимо понимать.

Одна компенсация на миллион доз

Если говорить об осложнениях от применения вакцин, то здесь, по словам медицинского блогера, информация абсолютно открыта и доступна каждому:

– Есть ли осложнения от вакцин? Конечно, есть. Энцефалопатия, анафилаксия, фебрильные судороги, неврит плечевого сплетения, тромбоцитопения, артриты, кратковременная потеря сознания и даже летальный исход. Но нужно осознавать, что это происходит крайне редко, реже, чем осложнения и летальный исход от естественной инфекции.

В качестве иллюстрации лектор привел американскую базу VAERS, активно используемую антипрививочниками в своей аргументации. VAERS – это система сообщений о неблагоприятных (побочных) эффектах прививок. Проблема в том, что иногда эта система публикует информацию, сложно отличимую от слухов среди медперсонала и врачей. Однако адекватный результат демонстрирует статистика. За 2006-2014 годы были введены 2,5 миллиарда доз вакцины, из них за вред от прививки присуждены 2277 компенсаций, то есть одна компенсация на каждый миллион введенных доз.

Вторая часть лекции была посвящена коронавирусу. Научный журналист рассказал о том, почему люди боятся проходить вакцинацию от коронавируса и как задать себе правильный настрой.

Кстати, сам он принял участие в клинических исследованиях «Спутника V»:

– Во-первых, это интересно. К первой и второй фазам предъявлялось многовато претензий, причем часть из них – например, отсутствие плацебо-контроля и крайне скромный размер выборки – выглядела вполне обоснованной. Во-вторых, захотелось помочь побыстрее разобраться и получить работающую вакцину. Слишком много смертей в ближнем круге знакомых, слишком непредсказуемая инфекция – затяжная, с множеством осложнений.

COVID – не тот вариант, когда лучше переболеть, он еще и в иммунной системе погром устраивает. Не факт, что постинфекционный иммунитет окажется эффективным и стойким.

В последнее время всё больше людей отказываются от вакцинации, появилось даже целое движение противников прививок, но научные факты упрямо твердят одно: от многих страшных болезней лучшей защиты просто не существует. По мнению Водовозова, отказы от вакцинации в основном связаны с незнанием. Это провал в просветительской и разъяснительной работе, провал на уровне пиара. Люди опасаются делать что-то новое психологически: нам проще ничего не делать, если мы ничего не сделаем, значит, всё будет хорошо.

Вакцинация – это что-то новое, тем более вакцина вводится внутрь организма, некоторые боятся уколов. Плюс сказывается влияние антивакцинаторов, ковид-диссидентов, которые в этой компании выступили более ярко, чем люди со светлой стороны медицины. Ковид-диссиденты вносят сумятицу, утверждая, что при помощи вакцины устанавливают чипы, стерилизуют женщин и прочее.
Некоторые верят в это и оказываются на распутье. При этом их не пугают реальные последствия ковида, хотя они намного более ужасные. Люди умирают от коронавируса, причем достаточно много.
Чтобы настроить себя на вакцинацию, придется подавлять эмоции и не реагировать на недостоверную информацию. Нужно искать, ориентироваться на правильные данные, например, на сайт Всемирной организации здравоохранения. Там аккумулируется вся научно обоснованная информация, в том числе и на русском языке. Есть и разбор мифов, и видеоинструкции, и объяснения, как работает вакцина от коронавируса.

– Смысл вакцинации на две трети общественный, – объяснил Водовозов. – Да, от болезни защищается конкретный человек. Но создается и популяционный иммунитет – наш общий щит от инфекций. Если, допустим, 90% людей привиты, то остальные 10% не заболеют потому, что в популяции болезни нет.

P.S. А 19 марта в ДК «Тольяттиазот» пройдет лекция «Зачем искусство?». Киновед и кинокритик, член Союза кинематографистов России Валерий Бондаренко расскажет слушателям интеллектуального клуба «Химия слова» о том, для чего нужно искусство и в чем его цель. Лекция киноведа – про то, как создаются «истории», которые впоследствии становятся общечеловеческой судьбой. Искусство как высокая игра смыслами, концепции прекрасного и безобразного в XXI веке. Обо всем этом – в следующую пятницу, в 19:00. Вход свободный.

Алина Нестерова, газета «Вольный город Тольятти»