Список поручений, которые дал президент России, охватывает самые разные сферы деятельности. Среди лиц, которым предстоит докладывать об исполнении, и председатель правительства России Дмитрий Медведев, и глава Центробанка Эльвира Набиуллина, и федеральные министры Сергей Шойгу и Михаил Мень, и руководитель Российских железных дорог Владимир Якунин.
Вопросы, обсуждавшиеся на совещании, касались стратегии развития отраслей, программ и направлений деятельности, жизненно важных для региона: поддержка авиастроения и автомобилестроения, строительство доступного жилья, малый бизнес, экология и многое другое.
Глава Самарской области Николай Меркушкин, по приглашению которого Владимир Путин приехал в Самару, представил президенту страны ряд масштабных инфраструктурных проектов, без реализации которых невозможно дальнейшее развитие как областного центра, так и всего региона.
Николай Меркушкин отметил, что «в Самарской области еще в советский период был создан богатейший потенциал и накоплены уникальные компетенции для развития стратегических отраслей промышленности федерального значения, в том числе оборонной, которые сегодня могут конкурировать как на российском, так и на международном рынках».
Да, Самарская область сегодня вполне конкурентоспособна в космической, авиационной отраслях, в химии и нефтехимии, автомобилестроении и металлургии. Конкурентоспособна не только внутри России, но и на международном уровне.
«Мы видим нашу главную задачу — сохранить эти компетенции и развить их на новой инновационной основе», — подчеркнул Николай Меркушкин в своем докладе президенту.
Пакет сегодняшних поручений, о подготовке каждого из которых Владимир Путин говорил прямо в ходе дискуссии, вряд ли мог бы появиться, если бы не сам формат совещания.
После доклада главы региона слово дали директорам ключевых предприятий региона, представителям бизнеса. Встреча получилась не протокольным мероприятием, а по-настоящему деловым обсуждением конкретных проектов и конкретных проблем, которые надо решать на самом высоком уровне. И они уже решаются: к работе подключились правительство России, Центральный банк, министерства и ведомства.
Автомобилестроителей поддержат
А теперь — детали: президент крупнейшего российского автопроизводителя ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссон отметил на совещании, что АВТОВАЗ может стать одним из наиболее конкурентоспособных предприятий в Европе, и попросил президента России о поддержке. Вопрос касается 100 млн. рублей инвестиций, необходимых заводу для реализации новых проектов. Отметим, что в сравнении с масштабами предприятия и масштабами помощи, которую государство оказывало тольяттинскому автогиганту в кризисные годы, сумма невелика. Но сегодня она заводу необходима.
К тому же сегодня на предприятии проводится антикризисная программа, которая дает ощутимый результат. Завод запускает в производство новые модели транспортных средств. Повышается эффективность предприятия — об этом говорили десятилетиями.
«Мы сейчас производим 40 машин на одного человека, занятого на производстве, а в прошлом году производили всего 20 автомобилей, — заявил Андерссон. — Поэтому мы надеемся, что в этом году сможем произвести 400 тысяч автомобилей совместно с Альянсом «Рено-Ниссан».
«АВТОВАЗ нужно поддержать», — сказал Владимир Путин и поручил правительству России до 15 сентября представить предложения о субсидировании организаций автомобилестроения.
Речь идет о возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам. Нужно продлить срок действия постановления правительства РФ, которое дает право субсидировать процентные ставки по кредитам, полученным в 2014 году на реализацию инвестиционных и инновационных проектов. Средства будут выделяться не огульно, а только для поддержки проектов развития.
Возвращение «Ильюшина»
На совещании обсуждался комплекс вопросов, касавшихся развития предприятий аэрокосмического комплекса. Сложная ситуация складывается сегодня на ОАО «Авиакор — авиационный завод». Предприятие, выпускавшее самолеты Сергея Ильюшина — Ил-2, Ил-10 и Ил-28 и Андрея Туполева — Ту-95 и Ту-154 — машины, с которыми была связана смена эпох в советском авиастроении, сегодня оказалось заложником политической ситуации на Украине.
«Авиакор — авиационный завод» освоил производство регионального турбовинтового самолета Ан-140. Он хорошо показал себя в суровых условиях Севера — несколько машин эксплуатирует авиакомпания «Якутия». Заказчиком выступало и Минобороны России. Однако у проекта есть большой минус — и головное конструкторское бюро (АНТК имени Антонова), и более 30 заводов-поставщиков находятся на Украине. Сегодня это колоссальный фактор риска, и самарцы рассчитывают изготовить всего три Ан-140 из имеющегося задела, а затем проект остановится.
«Закрытие и остановка программы «Антонов-140» — для нас потеря 65% предприятия, — сообщил президенту России генеральный директор ОАО «Авиакор — авиационный завод» Алексей Гусев. — Мы понимаем, что для нас грядут тяжелые времена, мы ищем альтернативные компенсационные загрузки, у нас есть различные варианты, которые позволят нам не потерять компетенции по строительству самолетов, которые мы сегодня имеем».
На предприятии рассматривают два основных варианта выхода из ситуации. Вариант первый — это освоение производства самолета Ил-114, который ранее производился в Узбекистане.
«Мы рассчитываем, что найдем рынок сбыта в силовых ведомствах, а в дальнейшем и в гражданском секторе как региональный пассажирский самолет на 64 места», — уверен Гусев.
Как большинство советских проектов времен перестройки, проект Ил-114 пережил сложные времена. Надолго затянулась сертификация, пришедшаяся на 90-е годы. Производство самолета было развернуто на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова, но выпустили всего 17 летных экземпляров.
Сегодня это предприятие перепрофилировано, но остался задел на 10 самолетов. К тому же в активе Ил-114 то, что производство комплектующих почти полностью локализовано в России. Двигатели тоже отечественные — ТВ7-117.
Во время совещания вице-премьер Дмитрий Рогозин пояснил президенту, что есть положительный опыт эксплуатации Ил-114 в Сибири и на Дальнем Востоке. А альтернатива 64-местному Илу — канадские ATR и Bombardier, и такая альтернатива сейчас для России неприемлема. Вице-премьер подчеркнул, что предложение Алексея Гусева интересное, но предприятию нужны заказы.
Алексей Гусев доложил, что организовать производство Ил-114 в Самаре можно в течение 5 лет, а необходимый комплекс работ, включающий «оцифровку» самолета, установку абсолютно нового пилотажно-навигационного комплекса, обойдется в 12 млрд. рублей.
На ремонт — в Самару
У самарских авиастроителей есть и второй проект, который поможет ОАО «Авиакор — авиационный завод» пережить тяжелые времена и сохранить имеющиеся компетенции. Алексей Гусев представил Владимиру Путину планы по созданию на базе авиазавода основного в России локомотивного центра технического обслуживания самолетов.
Самарские авиастроители планируют обслуживать не только хорошо им знакомые Ту-154, которых остается все меньше, не только немногочисленные Ан-140, но и самые разные модели самолетов — из тех, которые сегодня эксплуатируются российскими авиакомпаниями, в том числе и иностранного производства.
«Это позволит нашим авиаперевозчикам не гонять самолеты за рубеж и не проводить техническое обслуживание там, а локализовать это все в России», — подчеркнул Алексей Гусев.
Заметим, все мы только что стали свидетелями, как российская авиакомпания «Добролет» была вынуждена приостановить авиаперевозки из-за санкций Запада, в том числе и из-за отказа иностранных партнеров в обслуживании импортной авиатехники. На этом фоне предложение ОАО «Авиакор — авиационный завод» выглядит очень своевременным.
Кроме того, Алексей Гусев отметил, что «Авиакор — авиационный завод» имеет собственный аэродром — экспериментальный аэродром «Безымянка», взлетная полоса которого имеет длину 3,5 км и ширину 90 метров. Сегодня аэродром загружен только в интересах самого авиазавода и соседнего с ним Ракетно-космического центра «Прогресс».
«Мы считали бы целесообразным использование этого аэродрома и для услуг министерства обороны, и для низкобюджетных перевозчиков, которые в последующем, возможно, снимут даже пиковые нагрузки на чемпионате мира 2018 года, — предложил Алексей Гусев. — У нас тоже будет проводиться чемпионат. Поэтому у меня просьба поддержать наши проекты: и по самолету Ил-114, и по созданию центра технического обслуживания всех воздушных судов, в том числе иностранного производства».
Во время совещания Владимир Путин задал ряд уточняющих вопросов по обоим проектам и Алексею Гусеву, и Дмитрию Рогозину, и министру промышленности и торговли Денису Мантурову. А теперь поручил главе правительства Дмитрию Медведеву, министру обороны Сергею Шойгу и полпреду президента в ПФО Михаилу Бабичу оценить целесообразность развертывания серийного производства Ил-114 в Самаре. Среди всех поручений президента России по этому поручению установлен самый жесткий срок — 1 сентября 2014 года.
Заметим, что на ОАО «Авиакор — авиационный завод» уверены в том, что строить Ил-114 надо. 12 августа 2014 года совет директоров предприятия уже принял такое решение.
Президент России поручил изучить и второй проект самарских авиастроителей. В срок до 15 сентября 2014 года правительство России, Минобороны и полпред президента в ПФО должны проработать возможности использования экспериментального аэродрома «Безымянка» для нужд Минобороны России и гражданской авиации, в том числе в части организации центра технического обслуживания и ремонта воздушных судов.
Большой химии — «зеленый свет»
Особое внимание президента России привлек проект создания в Новокуйбышевске, на площадке холдинга «САНОРС», нефтехимического комплекса мирового класса. Проект для Владимира Путина не новый — о нем президент САНОРСа Игорь Соглаев уже докладывал на совещании, которое президент проводил осенью 2013 года в Тобольске. А теперь пришло время более детально обсудить, что нужно сделать, чтобы проект стал реальностью. Тем более что собственником САНОРСа стала крупнейшая в России нефтяная компания «Роснефть» — соответствующие документы подписаны в июне 2014 года на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Детально изложив суть и основные показатели проекта, Игорь Соглаев подчеркнул, что проект строительства нового нефтехимического комплекса мирового класса в городе Новокуйбышевске полностью ориентирован на импортозамещение и снабжение потребителей Самарской области и европейской части России.
«В результате реализации данного проекта объем производства у нас на площадке возрастет до 4,3 млн тонн, — сказал президент САНОРСа. — Выручка превысит 220 млрд рублей, общий объем инвестиций для строительства предполагается немногим более 190 млрд рублей».
Однако такой динамичный рост скрывает в себе очень серьезную проблему.
«В Новокуйбышевске более чем в три раза увеличится объем грузоперевозок, — продолжил Игорь Соглаев. — Увеличение грузооборота железной дороги составит более 6 млн. тонн в год, планируется ежедневная отгрузка свыше 500 большегрузных автомобилей. Существующая железнодорожная и автотранспортная инфраструктура не справится с таким объемом. Необходима серьезная реконструкция станции «Новокуйбышевская» и других узловых станций. Требуются пересмотр и ускорение реализации плана строительства автомобильных мостовых переходов через реки Волгу и Самару, строительство новых развязок и расширение пропускной способности дорог вокруг города Новокуйбышевска».
Чтобы скорректировать планы ОАО «РЖД» и Минтранса России, необходимо принять решение на самом высоком уровне. Владимир Путин поручил российскому правительству и ОАО «Российские железные дороги» в срок до 1 октября 2014 года представить согласованные предложения по развитию в Самарской области транспортной инфраструктуры, в частности железнодорожной, в том числе в целях обеспечения реализации проекта по строительству нового полимерного комплекса в Новокуйбышевске.
Шаги навстречу малому бизнесу
Масштабные проекты крупных предприятий региона не затмили собой идеи малого бизнеса, которые также обсуждались на совещании с президентом России. Исполнительный директор ассоциации предпринимателей городского округа Сызрань Нина Енщикова подняла несколько наболевших вопросов, первым из которых стала практика применения штрафных санкций к субъектам малого предпринимательства. Она обратила внимание Владимира Путина на то, что в российском законодательстве размеры штрафных санкций не зависят от того, наказывается крупное предприятие или малое.
«Мы приняли 209-й федеральный закон, где бизнес разделили на крупный, средний, малый и микробизнес, — обратилась к президенту России Нина Енщикова. — К сожалению, Кодекс об административных правонарушениях у нас накладывает одинаковые штрафные санкции как на предприятия микробизнеса, так и на крупные предприятия, и за одни и те же правонарушения что крупный бизнес, что малый бизнес, в общем-то, платит одну и ту же сумму».
Нина Енщикова указала на то, что для крупного бизнеса административный штраф — это накладно, но не столь плачевно, а вот для предприятий малого бизнеса это порой становится смертельным.
«После выплаты штрафа предприятия закрываются, и у нас есть такие примеры», — подчеркнула она.
Представитель предпринимателей Сызрани предложила не только ввести в КоАП дифференцированные штрафы в зависимости от того, к какой категории относится предприятие, но и ввести в практику такое понятие, как «предупреждение». «Если предприниматель не совершал правонарушений и санкции на него наложены в первый раз, это было предупреждение», — предложила Нина Енщикова. По ее мнению, это даст возможность предпринимателю исправить ошибки и работать без нарушений законодательства.
Также было предложено внести изменения в экологическое законодательство в части обращения с отходами производства, что позволят снять с малого бизнеса заботы по составлению излишней экологической отчетности, существенно упростить взаимоотношения с контролирующими органами. И в то же время за компаниями, которые профессионально предоставляют услуги по вывозу и размещению отходов производства, полностью сохранится ответственность за правильное размещение таких отходов.
Владимир Путин в ходе дискуссии принципиально поддержал предложения Нины Енщиковой. В подписанных им поручениях правительству России и Генеральной прокуратуре РФ предложено проанализировать правоприменительную практику и представить предложения по изменению действующего законодательства.
Как сделать жилье доступным и комфортным
Еще два поручения Владимира Путина касаются строительства в регионах России доступного и комфортного жилья. Министерство строительства и ЖКХ РФ в срок до 1 октября должно будет изучить опыт создания в Самарской области объектов социальной инфраструктуры за счет средств частного инвестора при комплексном освоении территории. Об этом опыте в ходе совещания доложил председатель совета директоров «Корпорации КОШЕЛЕВ» Владимир Кошелев.
«В Самарской области мы наработали хорошую практику, при которой застройщик возводит детский сад, проходит с ним госэкспертизу, после чего передает его властям по себестоимости, — рассказал он. — Это значительно удешевляет стоимость строительства дошкольного учреждения. При этом, работая в других регионах, мы сталкиваемся с тем, что общий механизм передачи таких объектов не закреплен ни законодательно, ни соответствующим постановлением правительства РФ».
Он предложил выработать единый подход по передаче подобных социальных объектов, используя как пример разработанную в Самарской области схему. Второе поручение связано с доступностью ипотечных кредитов, выдаваемых на приобретение квартир.
«Сейчас коммерческие банки не могут снизить ставки по ипотечным кредитам, для этого нужны «длинные» и дешевые деньги, — сообщил на совещании Владимир Кошелев. — Но банкам нечем обеспечить такие займы, так как Банк России не принимает ипотечные портфели физических лиц в качестве обеспечения по операциям по предоставлению ликвидности».
В этой связи он попросил рассмотреть возможность изменения подхода Банка России к использованию ипотечного портфеля физических лиц в качестве обеспечения банковских ресурсов. Это даст возможность снизить ипотечную ставку как минимум до 10% годовых. Такой подход мог бы применяться для проектов комплексного освоения территорий, удерживающих доступную цену квадратного метра для людей.
Проработать вопрос о развитии рефинансирования и секьюритизации ипотечных кредитов, выданных на приобретение жилья на первичном рынке, Банк России по поручению президента также должен будет до 1 октября 2014 года.
Не только для мундиаля
Поручения президента России, касающиеся развития региональной промышленности, жилищного строительства, предпринимательства, — все они будут способствовать развитию экономики Самарской области, росту качества жизни людей.
Одна из центральных тем визита главы государства в Самару — начало строительства спортивных объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года. Владимир Путин поручил правительству страны принять меры по ускорению разработки концепции наследия чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года.
«При проектировании, строительстве и реконструкции стадионов, предназначенных для проведения игр чемпионата, должна быть предусмотрена возможность их дальнейшего многофункционального использования», — говорится в поручении. До 20 декабря доклад по данному вопросу поручено подготовить премьер-министру Дмитрию Медведеву.
За сложной формулировкой стоит простая идея: все, что будет построено для ЧМ-2018, должно эффективно использоваться и после него. Именно об этом говорил глава государства юным спортсменам на церемонии символической закладки капсулы в строительство футбольной арены в Самаре.
«Хочу пожелать, чтобы этот проект оставил замечательное наследие, чтобы он позволил раскрыться таланту не только наших спортсменов высокого класса, наших футболистов, но и позволил бы молодым спортсменам, таким как те, которые стоят напротив меня, составить свое спортивное будущее, заниматься спортом, физической культурой не от случая к случаю, а каждый день», — отметил тогда президент России.
Сегодня все мы видим: все, что было обещано президентом России, исполняется. Даны конкретные поручения, с конкретными сроками исполнения. И уже идет конкретная работа. И то, что первый визит Владимира Путина в Самару позволит решить немало накопившихся проблем и придаст мощный импульс развитию региона, сомнений не вызывает.