Популярный краудфандинг (сrowd funding): заплати, сколько считаешь нужным

Новости Тольятти augustnews.ru

Фильм руками детей, “Дом искусств” и компьютерная игра за 10 000 фунтов.

Все большую популярность в Самарской области набирают площадки для так называемого краудфандинга (пардон за словечко). Говоря по-русски, народного финансирования (англ. сrowd funding, сrowd – «толпа», funding – «финансирование»). Чаще всего такие площадки предназначены для предпринимателей, не имеющих стартового капитала, но страстно желающих реализовать свои проекты. Начинающие бизнесмены излагают на специальном интернет-сайте свою оригинальную идею, указывают сумму, необходимую для ее воплощения в жизнь, и ждут, пока простые смертные заинтересуются проектом и начнут перечислять кровно заработанные на его исполнение.

Идеи, кстати, зачастую неординарные. Например, фермер Андрей собирает 120 тысяч рублей на строительство козлятника (пока безуспешно, за неделю получено 300 рублей). Жителю Петербурга Алексею нужно 28 тысяч рублей, чтобы превратить бомжа в экскурсовода (27 тысяч уже собрано). А предприниматели из Костромской области пошли дальше: в 2013 году собрали 300 тысяч рублей на восстановление полуразрушенного моста и отреставрировали его. Любопытно, что власти собирались потратить на это 13 с половиной миллионов. Может, в Самаре стоит собрать деньги на ремонт дорог?.. Думается, что этого до сих пор никто не сделал только потому, что в нашем городе краудфандинг пока недостаточно развит. Люди то ли не доверяют такому народному сбору средств, то ли боятся быть непонятыми – трудно сказать. Но дело точно не в отсутствии идей.
Чтобы наглядно продемонстрировать своим читателям, как это работает, мы сделали подборку пяти самых интересных проектов местных активистов.

Неземные проделки

«Неземные проделки» – наверное, самый добрый, светлый проект из приведенного списка. Создатели позиционируют его как детский игровой фильм, призванный показать ребенку грань между добром и злом. Там и приключения, и детектив, и фэнтези… В общем, все, чтобы заинтересовать детей. Создателем фильма выступила одна из самарских киностудий. Картина снималась в «Жигулевском Артеке», который находится на территории Национального парка «Самарская Лука». Значит, смотреть «Неземные проделки» стоит хотя бы из-за пейзажей.

По сути, фильм уже готов. Как утверждают организаторы проекта, на съемочной площадке царила полная самоорганизация:
– Все специалисты, кроме режиссера и оператора, – сами дети. И светооператор, и костюмеры, и гримеры, и парикмахеры, и реквизиторы.
Уже есть черновой монтаж. Дело за малым: нужен чистовой монтаж, дубляж актеров, спецэффекты, цветокоррекция и оригинальная музыка. На это требуется 240 тысяч рублей, но собрали 10300.
– У нас не удался этот шаг со сбором денег через Интернет, – уверена Ольга Малинина, продюсер картины. – Мы доделываем фильм на свои. Краудфандинг, оказывается, такое сложное дело – легче заработать трудом, чем собрать необходимую сумму таким способом. Проект, под который просят материальной поддержки, успешно продвигается только у тех, у кого есть большие клубы поклонников.

Игра для детективов

На звание самой оригинальной задумки, представленной самарцами на одном из интернет-сайтов уверенно претендует проект компьютерной игры «Станция». Она выполнена в незамысловатой двухмерной графике (вид сбоку), что, по мнению создателей, Владимира Федосеева и Романа Прохорова, придает игре особый шарм. Сюжет прост: в ходе плановой разведывательной операции в районе хребта Ломоносова и котловины Амундсена экипаж разведывательной станции №6 перестает выходить на связь. В описании игры сказано: «Пилот-геолог Александр Орлов – один из немногих выживших членов экипажа, остальные или мертвы, или тяжело ранены, или по неизвестным причинам обезумели.

Главная задача игрока – выжить. Для особо смелых и любопытных есть возможность попытаться установить причины случившегося. Для этого придется использовать личный детективный талант игрока, покопаться в дневниках и личной переписке членов экипажа». Единого прохождения не существует: разработчики решили не облегчать жизнь пользователей и предложить несколько вариантов.

Чтобы реализовать идею, Владимиру и Роману требовалось всего ничего – немного времени и 10 тысяч фунтов стерлингов (каких-то 872 тысячи российских рублей). Из запланированной суммы собрали всего тысячу фунтов.
– Мы нанимали специальную компанию для продвижения проекта, – говорит Владимир Федосеев. – Но люди, которым мы платили деньги, сделали чуть больше, чем ничего. Конечно, мы и сами продвигали проект, как могли, но этого оказалось недостаточно.

Детский сад без поборов

Группа для детей-инвалидов «Жемчужинка» – один из немногих самарских проектов, который завершился успешно. В Самаре это единственная группа для детей с ДЦП, работающая по принципу детского сада, только без поборов с родителей. Дети занимаются с дефектологом, логопедом, олигофренопедагогом, спецпсихологом абсолютно бесплатно. Плюс ко всему за ними ухаживают.

У проекта нет ни постоянного жертвователя, ни даже собственного помещения – группа находится в здании обычного детского сада. Финансирование идет за счет частных пожертвований.
Организаторам требовалось 120 тысяч рублей – не столь великие деньги для такого важного дела. Собранные средства пошли на зарплату специалистам, приобретение реабилитационного оборудования, методических пособий и игр, еду для детей, средства ухода за ними и прочие бытовые нужды.

– На содержание группы «Жемчужинка» в месяц уходит около 100 тысяч рублей, – говорит директор детского сада Юрий Смирнов. – Естественно, мы всегда в поисках средств. Возможно, когда-нибудь мы еще прибегнем к краудфандингу, но не стоит этим злоупотреблять. Пока ищем других спонсоров и благотворителей.

Заброшенное искусство

Другие самарские активисты предложили открыть в Самаре «Дом искусств», который должен функционировать как выставочный зал, место обмена творческим опытом и арт-кафе. Организаторы обещали, что там будут проходить выставки, экскурсии, мастер-классы, занятия живописью и рисунком, встречи с художниками, критиками и кураторами…

Нашли и место для «Дома искусств» – старинный особняк в историческом центре города. Но в нем необходимо провести реставрационные работы по восстановлению лепнины 18 века. На это авторы проекта и искали деньги – 70 тысяч рублей, но получили только 600 рублей.
В ходе кампании инициаторы пытались самостоятельно отремонтировать особняк. Дальнейшая судьба проекта неизвестна. Но судя по всему, попытки открыть в Самаре «Дом искусств» успехом не увенчались.

Не хватило на синтезатор

Интересный проект предложили музыканты Александр Чугункин и Игорь Богатинов. Название у него незамысловатое – «Чугункин&Богатинов». Игорь живет в Борском, работает главным редактором сетевого издания, а Александр – в Кинеле, занимается альтернативными источниками энергии. Молодые люди записали альбом, с которым выступали в клубах и на всевозможных праздниках. Пели они и в программе «Давай поженимся» на Первом канале, но особого успеха не имели.

– После того, как буквально на коленках мы написали первый альбом, решили пойти дальше и случайно вышли на один из сайтов по сбору средств, – вспоминает Игорь Богатинов. – На самом деле, нам просто было интересно попробовать: деньги мы бы нашли и без этого, в конце концов, урезали бы бюджет. Потом стало понятно, что смысл краудфандинга в России сильно искажается. На сервисе, где мы разместили свою заявку, нас никак не рекламировали, а вот мы были обязаны рассказывать о сервисе всеми возможными способами в социальных сетях. Если бы у нас была возможность «раскрутиться» таким образом и набрать нужную сумму, то зачем бы мы стали прибегать к их помощи? Так еще в случае успешного сбора денег несколько процентов компания забирает себе фактически ни за что.

Музыканты пытались собрать 50 тысяч рублей: на синтезатор, заводскую микрофонную стойку, ветрозащиту и антивибрационное крепление – все необходимое для записи второго альбома. Но никто не заинтересовался проектом. Не помогла и угроза в конце описания проекта: «Надеемся, у нас все получится. А иначе – уйдем в запой».

Комментарии

Илья Стребков, организатор проекта «Пакет добра» в Самаре:

– Я зарегистрировался на одной из таких площадок народного финансирования и какое-то время следил за тем, что там происходит, даже перечислил деньги на реализацию проекта. Вообще краудфандинг – жизнеспособное направление, но не для всех проектов. По моим наблюдениям, только меньшая часть участников собирает нужную сумму. Порою гораздо эффективнее получить деньги на реализацию своей идеи с помощью программы государственных грантов. Яркий тому пример – прошедший недавно молодежный форум iВолга. У каждого своя выгода в поддержании проектов. У государства в приоритетах массовость, количество вовлеченных людей, возможность создать новые рабочие места, повысить эффективность, решить проблему и т.д. А люди, которые поддерживают проекты на краудфандинге, больше ориентируются на чувства. Они сопереживают, помогают, интересуются, хотят извлечь пользу для общества.

Историческая справка

Считается, что впервые краудфандинг как способ сбора денег использовали в 1997 году поклонники британской рок-группы Marillion («Мариллион»). Без какого-либо участия музыкантов они организовали и провели интернет-кампанию по привлечению средств для финансирования концертного тура группы по всей территории США. Им удалось собрать 60 млн. долларов. Позже группа использовала этот метод для записи и продвижения нескольких своих альбомов.

Первой краудфандинговой платформой в России стал проект Kroogi («Круги»), основанный в 2007 году, который представляет собой сайт творческого сообщества, пользователи которого распространяют оцифрованные произведения (музыкальные композиции, художественные работы, книги, видео, фотографии, мультипликации ит.п.) по схеме «Заплати, сколько считаешь нужным».

фото: Самарские известия

Мария Шестерикова, Александра Мишина, “Самарские известия”