Поможет ли «Ласточка»?

железнодорожная станция "Тольятти"
фото: «Вольный город Тольятти»

С тех пор, как из Самары до станции «Жигулевское Море» начали курсировать «Ласточки», жители Автозаводского района почувствовали себя немного обделенными. Во-первых, до Шлюзового добираться общественным транспортом слишком долго (час-полтора), а во-вторых, в Новом городе есть большой, но малоиспользуемый вокзал. Конечно, не факт, что прибытие к одному из путей современной электрички вдохнет в него новую жизнь, но попытаться стоило бы, ведь сейчас здание превратилось в очередной памятник советскому прошлому и нереализованным мечтам.

В свое время бывать на вокзале мне доводилось часто (первая жена училась в Москве, и по 2-3 раза в месяц ездил к ней на выходные). Причем тогда жизнь там чувствовалась: работали буфеты, газетный киоск, несколько милиционеров постоянно патрулировали территорию. Было это в начале нулевых (а построили вокзал четверть века назад), и тогда еще оставалась надежда на стремительное развитие города и его транспортной инфраструктуры. Здание казалось перспективным, и, сидя на новеньких металлических скамейках, пассажиры мечтали, что когда-нибудь смогут прямо отсюда добраться до Новосибирска, Калининграда, Пятигорска и других городов.

Сильно ли с тех пор всё изменилось? На этот вопрос мы и постараемся ответить, поскольку на днях побывали на железнодорожной станции «Тольятти» и даже встретили пришедший из столицы поезд.

От остановки к вокзалу два пути: по обочине автодороги и по разбитой пешеходной дорожке через кусты, в них кое-где можно увидеть старые матрасы, свидетельствующие о ночевках бомжей.Начало – так себе, однако оставалась надежда, что дальше будет привлекательнее. В конце концов, не лучшие сейчас времена для того, чтобы тратить деньги на благоустройство промзоны.

Первое, на что обращаешь внимание при подходе к зданию,– большая асфальтированная площадь. Часть ее занимает платформа для посадки на междугородние автобусы, поскольку когда-то была идея объединить под одной крышей сразу два вокзала. С одной стороны, удобно, а с другой – не совсем гуманно заставлять людей с чемоданами тащиться на окраину района. В итоге автовокзал остался на улице Революционной.

Далее нашему взору предстали выщербленные перекошенные бордюры, несколько десятков машин (видимо, на них приехали те, кто встречал московский поезд) и еще трактор, откачивающий воду из ливневки.

На фасаде здания когда-то красовалась эмблема Волжского автозавода, однако с годами она потерлась и потускнела, а электронные часы рядом с ней потухли и заржавели, став символом того, что время здесь как будто остановилось.

Среди позитивных моментов, отмеченных на подходе к зданию, – ароматный запах свежих булочек, долетавший от располагающегося поблизости хлебозавода. Насладившись им пару минут, все-таки решили, что пора зайти внутрь, где нас встретила несвойственная для таких мест тишина.

На входе установлена рамка металлоискателя, которая даже пикает, когда через нее проходишь, однако ни одного сотрудника полиции или работника вокзала мы не увидели. Скажем прямо: их вообще не было, за исключением нескольких женщин, скрывавшихся за окошечками с надписью «касса».

Несмотря на сезон отпусков, очередь к ним была небольшая: многие через интернет покупают билеты, да и пандемия – не лучшее время для дальних поездок.

Тут как раз подошла пожилая пара, причем бабушка явно была за что-то обижена на своего деда:

– Садись, старый, не мелькай! Всю дорогу нервы мотал.

Тот молча подчинился, а женщина вступила в диалог с кассиршей:

– Нам бы до Ростова, дочка. На 18-е. Два плацкартных. Только боковые? Ну, давайте…

Огромный зал ожидания, способный вместить несколько сотен человек (а весь вокзал рассчитан почти на тысячу), традиционно пустовал. Пассажиры здесь бывают редко, предпочитая прямо с автостоянки проходить на перрон. На скамейках отдыхают лишь те, кто приезжает за час-полтора до отхода столичного поезда, да и то, если погода не позволяет провести время на свежем воздухе.

Буфет, в котором мы в конце 90-х покупали булочки и напитки, не работает. Возможно, перед отправлением московского и адлерского поездов какая-то торговля ведется, но не факт. Чувствуется, что из-за небольшого количества посетителей у бизнесменов интереса к этому объекту нет. Не заметили даже автоматов с кофе и шоколадками, которые их владельцы стараются запихнуть везде, где только возможно. Неужели так всё плохо?

В гнетущей тишине пошли гулять дальше. На глаза попались несколько автоматических камер хранения, а еще небольшая экспозиция, рассказывающая об истории вокзала, состоящая в основном из фотографий и газетных вырезок. Скромненько, но лучше, чем ничего. При просмотре снимков постоянно в голове крутилась мысль, что не так все задумывалось: слишком уж большой отгрохали терминал для одного постоянного поезда в сутки.

Наверняка планировались гостиница для приезжих (а может, она и была когда-то), пункт медицинской помощи, городское справочное бюро. Вроде бьемся за повышение туристической привлекательности Тольятти, а такие объекты, как центральный автовокзал и железнодорожная станция Нового города, навевают тоску.

Вот тут-то и начинаешь фантазировать о том, что если пустить сюда «Ласточку» раз пять-шесть в день, то жизнь, возможно, снова вернется в эти стены. Можно даже организовать круглогодичные экскурсионные туры выходного дня с посещением основных самарских достопримечательностей. Понятно, что поначалу активность будет небольшая, но на этот случай есть проверенное средство – школьники. Большинство родителей только обрадуются, если старшеклассников свозят на электричке в областной центр, повысят исторические знания, а может, и культурный уровень.

Не стоит, правда, забывать, что если вдохнуть в железнодорожный вокзал новую жизнь, то городским властям придется решать транспортную проблему. В свое время здесь была конечная муниципального автобуса №33, однако потом его ликвидировали в числе многих других маршрутов (№3, 4, 7, 26, 31, 32 и так далее), якобы не пользующихся спросом. Теперь добраться сюда можно на такси, а также на одной из маршруток или редко ездящих вазовских автобусах, правда, остановка расположена примерно в полукилометре.

Думаю, что вопрос этот вполне решаемый. Можно ведь создать маршрут, который будет подходить к вокзалу именно в те периоды, когда приходят и уходят «Ласточки», а также московский поезд.

Известно, что городские активисты направили несколько обращений в самарскую пригородную пассажирскую компанию с просьбой продлить движение «Ласточек» до Автозаводского района. Что очень важно в период, когда в Тольятти сложилась непростая ситуация как городским, так и междугородним транспортом. Вот один из пришедших ответов:

– Заказчиком перевозок пассажиров скорыми электропоездами «Ласточка» по маршруту «Самара – Жигулевское море» является ОАО «РЖД». Этой же компанией разработаны путь следования, расписание движения и количество остановок. В настоящее время реализуется проект организации ускоренного железнодорожного сообщения по маршруту «Липяги – Самара – Тольятти», который предусматривает строительство транспортно-пересадочного узла «Южное» возле торгово-развлекательного комплекса «Парк Хаус» и подведение к нему железнодорожных путей общего пользования.

Конечно, задумка неплохая, однако сроки никто не озвучивает. Проект дорогой и сложный, ведь придется прокладывать железнодорожные пути через частные земли, а значит, реализация может затянуться. Получается, что тольяттинцев опять кормят сказками о прекрасном будущем, предлагая довольствоваться унылым настоящим.

И это притом, что продление маршрута «Ласточек» до Нового города вполне может быть одобрено «РЖД» на встрече с губернатором или кем-то из его замов. Не такой уж это сложный вопрос, по сравнению со строительством Климовского моста или реконструкцией набережной.

Пока размышляли о перспективах здания, подошел московский поезд, и десятки людей с чемоданами устремились в сторону автостоянки.

– Такси кому? Ягодное, Подстепки! Давайте, нечего тащить чемоданы тяжелые! – кричал мужчина, крутящий на пальцах ключи, но на него никто не обращал внимания.

Приезжих было много, что с учетом сложной (как говорят по телевизору и пишут в интернете) эпидемиологической обстановки в Москве вызывает тревогу. Отметим, что никаких медработников на перроне мы не заметили (то есть даже видимость контроля не создается), а люди, выходящие из вагонов, почти все были без масок. Некоторые надевали их подходя к вокзалу, как будто намекая, что здесь больше вероятности заразиться, чем в столице. Даже как-то обидно стало за родной город.

– Как выбраться отсюда? – спросил мужчина с чемоданом.

– На такси, – отвечаю.

– А еще?

– У нас это больная тема. Городские власти, видимо, считают, что автобусы тут не нужны.

– Мне на улицу Льва Толстого надо. Приехали с сыном на соревнования и немного заблудились. Вижу вон ориентир – большое синее здание (вазовская высотка, – прим. авт.), но не могу понять, где остановка.

Посадив приезжих из Саранска в переполненную дачниками маршрутку (сумку им пришлось на плечо ставить), еще раз испытал некую обиду за родной город. Хочется верить, что новый мэр все-таки обратит внимание на озвученные проблемы и совместно с «РЖД» попробует их решить.

Для справки

Строить возле ВАЗа железнодорожный вокзал начали еще в 1974 году, однако пассажиров он начал принимать лишь в 1996-м. Ветка тупиковая, хотя в советский период предполагалось, продолжение ее строительства до Димитровграда, что позволило бы добраться поездом или электричкой до Ульяновска и Казани. Идея так и осталась нереализованной.

Сейчас от станции «Тольятти» отправляются поезда в Москву с прицепными вагонами до Санкт-Петербурга, а также летние – до Адлера (в свое время был еще саратовский, но большой популярностью не пользовался). Что касается электричек, то в конце 90-х они отправлялись именно отсюда, давая возможность жителям Нового города добраться до Самары и Сызрани, однако затем было принято решение сократить маршрут до Жигулевского моря.

Илья Просекин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 25 (1358) 02.07.21