Чиновники мэрии вместо защиты интересов граждан занимаются работой для «галочки».
Владелец квартиры на Приморском б-ре, 1, незаконно смонтировал и подключил теплые полы к системе отопления, чем подвергает соседей снизу риску затопления
Собственники квартир нередко изменяют границы своей квартиры и проводят ремонтно-строительные работы без оформления разрешения в государственных инстанциях, проще говоря, граждане проводят незаконную перепланировку. В Тольятти проблема незаконной перепланировки весьма актуальна и, по словам участников Ассоциации «Жилищно-коммунального хозяйства города Тольятти», далеко не так безобидна, как это представляют себе жители.
Генеральный директор ООО «Жилой Дом» Владимир Перельштейн рассказал, что на улице Ленина, 83, мужчина самовольно сделал козырек над балконом, который располагается прямо над подъездом. «На этом козырьке скапливался снег, подтаивал и падал прямо на людей. Мы выносили предписания собственнику — он плевать на них хотел. Куда мы только ни обращались с жалобами на этого мужчину, писали во все инстанции, включая ГЖИ и Административную комиссию. Везде получили отписки. В результате случилась трагедия — от упавшего с козырька снега серьезно пострадала женщина, она с тяжелыми травмами попала в больницу», — говорит Владимир Перельштейн. Самое удивительное, что незаконный козырек до сих пор угрожает жизни и здоровью людей.
Самовольной признается перепланировка, осуществленная без разрешения, вынесенного межведомственной комиссией органов местного самоуправления на основании утвержденного проекта и не принятая этой же комиссией. Законом запрещено: осуществлять перепланировку несущих конструкций жилого помещения; переносить стояки отопления и водоснабжения, выносить радиаторы на лоджии и балконы; подключать подогрев теплых полов от общедомового горячего водоснабжения; увеличивать нагрузку на несущие конструкции многоквартирного дома; увеличивать жилую площадь за счет ванны или санузла и т.д. — перечень довольно обширный. Впрочем, отдельные граждане не утруждают себя соблюдением интересов своих соседей, изучением законов и согласованием документов на перепланировку, они рассчитывают, что ремонт останется никем не замеченным. Между тем именно соседи чаще всего подают сигналы «бедствия». Грязь, шум, горы мусора, трещины в стенах, протечки являются поводом для жалоб в управляющую компанию и последующего их обращения в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) или городскую администрацию, именно на эти организации возложены обязанности по защите интересов жильцов.
Однако, по словам участников Ассоциации «Жилищно-коммунального хозяйства города Тольятти», ответственные организации сразу теряют свою активность, когда речь идет о защите реальных интересов законопослушных граждан, и не реагируют должным образом на обращения о нарушениях. «Если поступают жалобы от соседей либо мы видим, что кто-то выносит большой объем строительного мусора, то наши инженеры немедленно пытаются выяснить, есть ли необходимая документация для проведения работ внутри квартиры. Чаще всего нам не представляют никаких документов либо вовсе не пускают в квартиру. В таком случае мы обращаемся в городскую администрацию, которая обязана выявить факт незаконной перепланировки и передать материалы в ГЖИ.
Например, по адресу: Свердлова, 20, нашей УК не дают зафиксировать факт незаконной перепланировки. В соответствии с постановлением мэра г.о. Тольятти мы передали бумаги в администрацию, представителей которой также не пустили в квартиру. А в итоге нам пришел ответ из мэрии, что установить факт нарушения не представляется возможным в связи с недопуском, а мы можем отправляться в… суд, то есть на наш сигнал не отреагировали должным образом», — рассказал в беседе с «Площадью Свободы» генеральный директор ООО «УК № 1 ЖКХ» Владимир Морозов. Но суд требует документально подтвердить нарушение актом административной комиссии. Круг замыкается, самоуправство и беззаконие торжествуют.
Аналогичных случаев, когда чиновники занимаются отписками, в Тольятти множество.
«Различного рода самовольные работы в МКД представляют из себя большую проблему, в первую очередь они могут привести к печальным и даже трагическим последствиям», — утверждает генеральный директор ООО «УК ЖКХ» Дмитрий Лисов.
«Одна собственница в доме по адресу: Комсомольское шоссе, 10, в своей квартире, расположенной в одноподъездном двухэтажном здании, построенном еще в 1951 году, сделала погреб. Аккурат по периметру зала вырыли котлован, после чего по фасаду дома пошла трещина. В том, что в доме происходит что-то неладное, сначала начали беспокоиться соседи, увидевшие, что вывозится большой объем мусора и земли. Наша УК пыталась попасть в квартиру женщины, чтобы экстренно выяснить ситуацию и попытаться предотвратить возможные последствия. Однако хозяйка нас в квартиру не пустила, нам пришлось обратиться в ГЖИ, откуда сначала пришла, по сути дела, отписка. В ГЖИ обратились уже жильцы дома, а в итоге из инспекции пришел ответ, что ремонт проводился в соответствии с инженерными технологиями. Теперь граждане вынуждены будут подавать в суд на ГЖИ. Но ведь самое главное, что трещина в доме увеличивается, жители боятся самых страшных последствий. А ведь если дом рухнет, то уголовное дело заведут на руководителя УК.
В итоге получается, что настоящей защиты от незаконной перепланировки нет, мы видим слабость российского законодательства. Из мэрии нам пришел ответ, что «в добровольном порядке собственник жилого помещения вскрыть полы для выявления погреба отказалась. При визуальном осмотре квартиры трещины на стенах и потолках, свидетельствующих о деформациях и разрушениях строительных конструкций квартиры, не обнаружены. По информации собственника квартиры, погреб был, но в настоящее время он засыпан». В другом ответе на обращение граждан заместитель мэра — глава Центрального района Артем Гончаров пишет, что «решением межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда перепланировка указанной квартиры согласована и утверждена распоряжением заместителя мэра. Ранее выявленные нарушения (устройство погреба), по информации собственника квартиры, устранены». Таким образом получается, что контролирующие органы верят собственнику квартиры на слово, при этом специалистов УК не допускаются к осмотру квартиры», — заявил Дмитрий Лисов.
Участники Ассоциации «Жилищно-коммунального хозяйства города Тольятти» дважды участвовали в совещаниях у мэра, на которых обсуждалась работа административных комиссий. Коммунальщики указывали на то, что чиновники, штрафуя УК за надписи на фасадах домов, фактически наказывают невиновных и законопослушных граждан, а в тех случаях, когда жителям действительно нужна защита от возможных тяжелых последствий незаконной перепланировки, они бездействуют. «Мэр Сергей Жилкин работу своих подчиненных исключительно для «галочки» характеризовал как ФДП — фиктивно демонстративный продукт. Обычно вслед за оценкой — ФДП ставился вопрос о соответствии занимаемой должности. Теперь же ФДП в мэрии повседневная практика», — делает вывод Владимир Перельштейн.
Владельцы квартир с незаконной перепланировкой часто вступают в жесткую конфронтацию с коммунальщиками, в том числе пытаются подвигнуть других жильцов на смену УК на более лояльную.
Одни «умельцы» по адресу Приморский, 1, перенесли санузел на место жилой комнаты, то есть над жилой комнатой нижних соседей. Другие перенесли стояки в своей квартире, что категорически запрещено законом, потому что создает дополнительные угрозы протечек и затопления горячей водой нижних соседей, увеличивает теплопотери, а значит и платежи всех жителей дома за общедомовые нужды (пресловутый ОДН). Неслучайно платежи за ОДН по этому дому периодически «зашкаливают». Но если соседей снизу зальет горячей водой или канализацией, то за компенсацией ущерба они сразу же придут в УК. Три года назад у нас была похожая ситуация и нам пришлось возмещать ущерб в 300 тыс. рублей. Мы пытались предотвратить эту ситуацию заблаговременно, как пытаемся и сейчас. Но все наши обращения в официальные инстанции, по сути, игнорируются. Ни один из правоохранительных органов также не встает на защиту интересов собственников многоквартирного дома. По нашей информации, эти деятели сейчас пытаются узаконить свое «творчество», чтобы продать квартиры, а мы ему, естественно, не подписываем бумаги по перепланировке, поскольку она незаконна. Теперь эти граждане договариваются с другой УК, чтобы за незаконную подпись и соответствующее вознаграждение дом перешел в их управление. Также они бегают по соседям и агитирует их за смену УК», — поделился с «Площадью Свободы» Владимир Перельштейн.
Похожая ситуация, по словам Дмитрия Лисова, произошла в Портпоселке: «Жильцы двухподъездного дома поснимали практически все отопительные батареи, сделали теплые полы. Естественно, УК предъявила им претензии. В итоге же жильцы просто сменили управляющую организацию, теперь их дом обслуживает УК, собственник который проживает как раз в этом доме».
Стоит отметить, что незаконная перепланировка оборачивается потерями, когда граждане продают недвижимость. Такие квартиры теряют в цене до трети от своей стоимости. Владимир Перельштейн советует гражданам перед покупкой жилья обратиться в УК, чтобы выяснить «историю» недвижимости, узнать, нет ли там незаконной перепланировки. Риелторы утверждают, что квартиры с неузаконенной перепланировкой стоят значительно ниже среднерыночной цены — примерно на 25-30%. «Снижается стоимость не только отдельной квартиры с незаконной перепланировкой, теряют в стоимости вообще все квартиры в доме, поскольку резко возрастают риски различного рода протечек, расхождения швов и т.д.», — говорит Владимир Перельштейн.
Игорь Браун, директор ООО «МАИ +ЗН»:
— Народ у нас непуганый, даже стены несущие сносит. Управляющие компании, конечно, выявляют факты незаконной перепланировки, направляют данные в мэрию, но получают оттуда лишь отписки. Законодательством предусмотрены символические штрафы за незаконную перепланировку, но, откровенно говоря, что-то я не припомню, чтобы в Тольятти кому-то через суд выписывали штрафы. А ведь дело вовсе не в наказании, а в том, что результатом самовольных действий граждан может быть нарушена целостность здания, вплоть до обрушения; несанкционированное «копание» в электросетях может привести к пожару; манипуляции с водой и отоплением грозят разбалансированностью системы. А ведь если чрезвычайная ситуация вдруг случится, то сразу начнут привлекать к ответственности УК, хотя по факту, кроме нас, никто этой проблемой заниматься не желает.
Скажу больше: по адресу: Спортивная, 16, один из собственников незаконно установил навес над балконом, с которого зимой сходит наледь и снег на головы прохожих. Мы прошли все инстанции: от администрации до ГЖИ, но никто нам не помог. Мы обратились в суд и получили решение, обязывающее собственника демонтировать навес. Решение суда направлено приставам для исполнения. В течение двух лет приставы так и не исполнили решение суда и, похоже, не собираются этого делать. Наши обращения к приставам игнорируются. Круг замкнулся. Но мы хотя бы приняли все зависящее от нас меры. Ответственность за возможные последствия теперь лежат на собственнике помещения и руководителе отдела судебных приставов Автозаводского района.
Владимир Перельштейн, генеральный директор ООО «Жилой Дом»:
— Административная комиссия показывает работу, когда выписывает штрафы за то, что УК не очищают фасады зданий от объявлений. Это же легко сделать, идут чиновники на работу, фотографируют мимоходом дома, а потом получают галочку за «эффективную работу». А вообще-то в обязанности управляющих организаций не входит работа по охране фасадов от расклейщиков объявлений и немедленное удаление этих объявлений. Административные комиссии вместо того, чтобы выявлять граждан или организации, которые расклеивают несанкционированную рекламу, фактически наказывают жителей, которые добросовестно оплачивают услугу «содержание». У мэра было по этому поводу совещание, он дал поручение руководителю департамента городского хозяйства Вадиму Ерину отработать вопрос, но, похоже, чиновник отложил этот вопрос куда-то глубоко в ящик. По сути, только управляющие компании в меру своих весьма ограниченных возможностей стоят на страже интересов жителей МКД, но вместо помощи и поддержки государственных и муниципальных органов обвиняются во всех грехах и подвергаются репрессиям за нарушения, которых не совершали и не могли предотвратить.
На Ленинском проспекте, 3б, в одной из квартир граждане самовольно сделали сауну и, скорее всего, теплые полы. Незаконно проведя манипуляции в электрокабеле и инженерных коммуникациях, они подвергают весь дом опасности, поскольку может возникнуть пожар. Кроме того, выросли расходы на общедомовые нужды, за которые платят не владельцы квартиры с сауной, а все жильцы. Члены административной комиссии приходили в эту квартиру, их на порог не пустили, они развернулись, ушли и забыли. Им с проблемными жильцами неинтересно работать, легче фасады фотографировать.
Егор Семенов, «Площадь Свободы»