Поликлиника: Электронная очередь и электронные амбулаторные карты

В Тольяттинской поликлинике № 2 в этом году будет реализован проект «Бережливая поликлиника».

Инновационный подход в организации медицинской помощи будет применен на базе городской поликлиники № 2 уже в этом году. Об этом сообщил замминистра областного минздрава Сергей Вдовенко на прошедшем выездном приеме граждан в Тольятти в минувший вторник.

До автоматизма

Речь идет о проекте «Бережливая поликлиника», который ставит перед собой задачу оставить очереди в амбулаториях в прошлом. Как на этапе регистратуры, так и на этапе непосредственного ожидания приема или забора анализов. Сделать это предлагается благодаря полному внедрению медицинской информационной системы. Это означает, что все процессы в поликлинике станут электронными и автоматизированными. Запись на прием будет доступна через Сеть или через терминалы, расположенные в зоне регистратуры. Живая очередь сменится электронной.

Также предполагается, что будет автоматизирована вся документационная работа, что, предположительно, позволит врачам освободить время от канцелярской работы и больше времени от приема посвятить пациенту. Шутки о неразборчивом врачебном почерке канут в Лету. Амбулаторные карты граждан тоже будут переведены в электронный формат. А вся история болезни пациента станет доступной для любого ЛПУ по медицинской информсистеме.

Техника подводит

Однако елейная песня о «бережливой поликлинике» звучит сладко, но на деле это означает, что на первых порах все-таки будет нелегко. Согласно плану Минздрава, стандартный подготовительный этап проекта — один месяц, а срок полного внедрения и адаптации всей системы медпомощи — полгода.

Хоть до этого программа прошла пилотное тестирование в тридцати медучреждениях России, но в Самарскую область она придет не в совершенном виде. Как сообщает редакция «Комсомольской правды» в Ярославле, где программа активно действует, информационная система периодически дает сбои. А время приема в кабинетах, где и врач, и медсестра «на вы» с компьютером, вовсе становится дольше. Бывают инциденты, когда на одно и то же время назначаются два пациента.

По сообщению «Комсомольской правды», в Ярославле два пожилых врача не выдержали собственной дезадаптации в обновленной системе и уволились.

Некоторые особенно актуальные для Тольятти проблемы вроде кадрового голода в медучреждениях и вовсе не решаются стратегиями бережливого производства.

На отшибе останутся граждане, которые не в состоянии освоить современные информационные технологии. Так, по сообщению портала MedRussia, в Ярославле такие пациенты могут провести в очереди регистратуры три часа. Критика данного проекта все же носит ситуативный характер. Предполагается, что в ближайшее время недочеты в системе будут исправлены, медработники постепенно адаптируются в новых условиях, а пациенты привыкнут к новой дисциплине.

Сергей Курьянов, старший помощник прокурора Новокуйбышевска: «Берем что-то похуже, чтобы сделать как надо»

В оригинале проект называется «Бережливое производство», просто его так перевели на медицинский язык. Этот проект уже стартовал в трех пилотных регионах. Специалисты нашей области были привлечены в качестве экспертов для налаживания работы в этих регионах. И вот у нас тоже этот проект будет реализован в двух поликлиниках: в горполиклинике № 2 в Тольятти и в самарской поликлинике № 13.

Проект этот непростой. Нужно будет обучить команду как работать. Если пилотные проекты были реализованы под руководством «Росатома», то мы будем работать с Пенсионным фондом и Сбербанком. Именно эти два куратора будут реализовывать проект «Бережливая поликлиника» в Самаре и Тольятти. В Тольятти была выбрана городская поликлиника № 2, потому что она одна из наиболее проблемных. Мы не берем хорошие поликлиники, где все налажено. Берем что-то похуже, чтобы сделать так, как надо.

Что хотят сберечь

К 2020 году Минздрав намерен включить в проект 200 поликлиник во всех федеральных округах. Внедрен проект уже в 30 поликлиниках: в Ярославле, Калининграде и Севастополе.

Ссылаясь на результаты пилотных проектов, разработчики программы «Бережливая поликлиника» надеются достичь следующих результатов:

— Время непосредственной работы врача с пациентом увеличится в 2 раза.

— Время оформления записи на прием к врачу сократится в 5 раз.

— Сокращение очередей до 8 раз, время ожидания врача пациентом у кабинета — в 12 раз.

Андрей Окунев, «Площадь Свободы»
vl.saxmeev5@gmail.com

Здание Поликлиники №2

фото: «Площадь Свободы»

фото: из открытых источников