«Покупай, а там разберемся»

В последнее время часто вижу вывески: «Мы открылись!», и где бы, вы думали? Правильно, на так называемых пивных барах, прямо рядом с другими надписями: «Разливное-живое-пенное». Я, конечно, знала, что в нашем городе много алкогольных магазинов и пивнушек, но чтобы столько!

Решила пройтись по улице Мира и посчитать, сколько же у нас питейных заведений определенного формата и в скольких магазинах можно купить спиртные напитки. Оказалось, что дорога от «Аэрохолла» до линии центрального автовокзала, что на улице Родины, 1, просто усеяна такими торговыми точками. После 10-15 снимков я сообразила, что идея посчитать такие заведения была не самой лучшей. Во-первых, они зачастую плотно уставлены. Будто жилой двор – не двор, а остановка – не остановка, если в 50 метрах нет пивнушки. Что удивительно, некоторые из них располагаются чуть ли не в одном доме: что за соседство? Или такой большой спрос, что один магазин не может обслужить всех желающих?

Во-вторых, что касается этих самых желающих: нецензурная брань, крики и витающий в воздухе «аромат» перегара – неотъемлемая составляющая подобных мест.
Несмотря на то, что по улице Мира я ходила будничным днем, отдыхающих было достаточно. Кстати, в это время суток такой контингент еще почти что трезв, и говорить им хочется все-таки меньше. Это ночами под окнами слишком шумно.

Возле одной из пивных точек стоят две женщины. На вид обеим лет по 35, выглядят довольно прилично, если не считать испитых лиц. Я слышу их разговор с середины:

– Ты что, сдурела? Больше брать надо. Светка со своим хахалем припрется, а им два литра на двоих надо, не меньше. А нам можно и винца купить.

– Мне кажется, это много. Осталось же еще с прошлого раза…

– И что, пропадет что ли? Покупай, а там разберемся.

– Ты эти два литра сама понесешь. Закуски купить надо, дома есть вообще нечего.

И вот ведь задумаешься: на какие доходы народ пьет? О пенсии речи быть не может, в силу возраста, а где таких работниц держат – не знаю.

Возле сетевого магазина с алкогольной продукцией вижу коляску и новоиспеченных родителей. Муж уговаривает жену:

– Кать, ну хочешь, я тебе вина куплю? Или еще чего. Я же не напиваться собрался, так, расслаблюсь чуть-чуть…

– Ты ненормальный?! Я ребенка кормлю! Все мозги уже пропил. Чем обычно заканчивается твое расслабление? О нас подумай. Если тебя уволят, я на работу не пойду: до трех лет с сыном дома буду, учти. Одну бутылку пива покупай, и пошли домой.

– Ладно-ладно, что ты начинаешь-то. Мне в гараж только послезавтра. До этого там Толян ремонтирует, мы договорились.

Молодая мама, контролирующая мужа при покупке спиртного, – это ужасно. Пока ребенок маленький, не видит. А что потом? Каким примером для него станет отец? Про мужчин, заходящих в пивнушки и выходящих оттуда с бутылками, говорить особо не хочется. Приличные и пропитые насквозь, молодые и уже в возрасте – все стремятся затариться на вечер или опохмелиться. В нашем дворе магазин «с пенным» находится как в моем, так и в соседнем домах. И грустнее всего наблюдать за бывшими одноклассниками и сокурсниками, которые не только в выходные собираются возле пивных. Спустя пару лет высокие и красивые парни становятся похожи на сорокалетних мужиков, большой живот для которых – чуть ли не гордость.

Нередко встречаю информацию о дегустации крафтового пива, когда ребята выкладывают в соцсети фотографии со стаканами. А на выставке в музее вы были? Или на любом другом культурном мероприятии? Вряд ли. Нет, я не ханжа, чтобы предлагать отказаться от алкоголя совсем (хотя сама не пью принципиально), но это уже перебор. Кто только дает разрешения на эти ларьки через каждые несколько метров!

За 4 километра, от «Аэрохолла» до троллейбусного депо, которое на линии центрального автовокзала (а это вся улица Мира), я насчитала 50 магазинов, в которых продают спиртное. Из них половина – пивнушки или магазины с исключительно алкогольной продукцией. Еще 10 – небольшие продуктовые, в которых можно приобрести спиртное разной крепости. И 15 – сетевые супермаркеты и универсамы. Надо учесть, что я не заходила во дворы, в которых тоже зачастую есть магазины, ларьки и те же питейные места. Кстати, даже в безобидных, казалось бы, бистро тоже продают алкоголь – как правило, пенный.

Видно, не за горами такое: идешь по улице, хочется пить, воду еще поискать придется, а пиво – вот оно, рукой подать. Да уже почти что так и есть. Реклама школьной формы находится рядом с вывеской о 12 сортах разливного. Так мы воспитываем подрастающее поколение?

К слову, на днях пишет мне знакомая школьница: «Инга, ты же около «Парк Хауса» работаешь? У меня к тебе просьба». После моего утвердительного ответа продолжает: «Можешь завтра купить нам джин-тоники? Хотим с девочками посидеть, пообщаться, а никому 18 нет, не продадут нам». Вот что тут скажешь? Мораль ей читать? Так у нее родители есть. В просьбе я ей отказала, прямо сказав, что поддерживать такое не стану. Обидно, тем более за девочек! Мы в этом возрасте (впрочем, как и сейчас) кофе с тортиками любили.

Уже в конце улицы меня удивила надпись на магазине с алкоголем про «культуру потребления». Культура! Нет уж, есть более подходящие слова: «баклажка», «самарское дно» или «жигулевское со дна». Они напоминают нам о месте, в котором находимся. Ведь рядом с пивнушками и другими подобными точками расположены ломбарды и «быстро-деньги». И это не случайно. У нашего народа есть такая особенность – пить с горя. А чем отсутствие финансов/работы/благополучия не горе?

Улица Мира длинная, но дело в том, что и на других алкоголя продают не меньше. Возьмем, например, улицу Ушакова: рядом друг с другом (меньше минуты ходьбы) расположены 5 (!) магазинов со спиртным. А две пивнушки – прямо в соседних домах. Потом люди жалуются на шум возле театра «Колесо», мусор около фонтана и громкую музыку из машин. Пройдитесь по Ленинградской, снова то же самое: ларьки, комки, пивные. И так по всему городу…

Пивные считала
Инга Платова, «Вольный город Тольятти», № 36 (1164) 15.09.17

две женщины покупают в торговом павильоне

фото: из открытых источников