Пока мы радуемся жизни – мы живы!

двое идут в осеннем парке

Едва вынырнув из состояния уныния – лето ушло, ушло лето! следующая остановка – осень, – обнаруживаю себя в утешающих объятиях сентября. Сентябрь подкрался на цыпочках, неслышно, на вдохе.

Всё тоньше нити паутин в росе жемчуженной.
Всё гуще горечь красноты сквозь лист рябиновый…
Сорвать – вон ту! – рябиновую кисть,
Чей красный перехватывает горло,
И ощутить, как внутренне близки
Ты и сентябрь, уже вошедший в город…

У этого месяца удивительная способность влюблять в себя постепенно. Пока я переживаю уход лета, рассовывая его остатки по карманам, чтобы зимой доставать по чуть-чуть, пока свыкаюсь с мыслью, что впереди долгие холода, сентябрь украшает кроны деревьев осенней проседью, приглушает и растушевывает свет, но делает ярче цвета: кадмий оранжевый и лимонный, охра светлая и золотистая, сиена жжёная – крапушкой, щадя, по самой кромке берёзового листа…

Сентябрь обнимает меня за плечи звенящей прозрачной свежестью, кружит в солнечном хороводе и уносит высоко в небо. Туда, где летучие корабли надувают белые паруса, а за кормой, словно стая серых дельфинов, с прощальными криками проносятся косяки журавлей. И я лечу сквозь тучи и ветер, босыми пятками задевая верхушки елей, а впереди румяным спелым яблоком встает первое осеннее солнце…

Осень заходит без стука, глядит безмолвно,
(Можно почувствовать лёгкими или кожей),
В сером плаще, в сапогах в золотой горошек.
В правой руке чемодан, в левой – зонтик тростью.
Листья на вороте россыпью жёлтых брошек.
Правила неуклонны.
Осень проснётся одна на большом диване.
Выйдет на кухню, поставит остывший чайник.
Под полотенцем – шарлотка. Ключи – в кармане.
Сбился комками бордовый пододеяльник.
Осень посмотрит в окно. Затянуло серым.
Гроздьями тучи нависли, на стёклах капли.
Ей не хватает тепла и, наверное, веры,
Чтобы и дальше в сезонном играть спектакле.

Изо всех сил стараюсь не забывать свои летние воспоминания, а осень уже медленно и нежно просачивается в сердце… «Хорошо как!» – выдыхаю, впуская осень и вновь возвращаясь в себя.

Осень, она не спросит… Осень, она придёт…
Осень немым вопросом в синих глазах замрет.
Осень дождями ляжет, листьями заметет,
По опустевшим пляжам медленно побредет…
Что будет дальше? – в полях пустыня…
Рассвет холодный заметишь ты.
Мир станет желтым, как корка дыни,
И все достанут свои зонты.

Но я люблю осень! Особенно в сентябре, в солнечные дни, когда листва на деревьях еще не облетела, а только успела пожелтеть. И солнце отражается золотом от желтых листьев, а воздух чистый, почти хрустальный. На душе светло: жизнь продолжается! И пусть в Волге чернеет вода, с шумом плещутся волны, а ветер насмешливо треплет вихры прохожих… Пусть играет на саксофоне мой, немного грустный, сентябрьский блюз… С возрастом приходит понимание, что любимое время года – то, что совпадает с климатом внутреннего «я».

Пока мы радуемся жизни – мы живы!

…Мы порой тратим, пропускаем сквозь пальцы свои лучшие минуты, как будто их невесть сколько в запасе…

Немного света, немного ветра,
Немного утра, немного чуда,
Немного «рядом», немного «где-то».
Чуть-чуть «куда-то», чуть-чуть «оттуда».
Немного кофе, немного вишни,
То кисловато, то в шоколаде…
Немного тайны – не будет лишней,
Немного правды, горчит… но надо.
Немного счастья, любви немного,
Немного грусти, мы так привыкли,
И лжи немного, ну все готово…
Привычный завтрак.
Коктейль из жизни…

Мы обыкновенно думаем о завтрашнем дне, о будущем годе в то время, как надо обеими руками уцепиться за чашу, налитую через край, которую протягивает сама жизнь с обычной щедростью своей, и пить, и пить, пока чаша не перешла в другие руки, ведь природа потчевать и предлагать не любит…

Мы никогда не живем настоящим. Эту фразу сказал Блез Паскаль. Еще четыре столетия назад, кстати. Он был физиком, математиком, мыслителем, жил во Франции в 17 веке. Прошло 400 лет, а ничего не поменялось. Мы точно так же не умеем жить настоящим, а только предвкушаем и торопим будущее или стараемся вернуть прошлое, словно оно ушло слишком рано…

На самом деле, настоящее – это единственное, что у нас есть. Этот вечер, сегодняшний, неделя, которая началась, чашка кофе, новое платье – это то, чему стоит уделять внимание. Убиваться по прошлому – занятие не то чтобы бессмысленное, а даже опасное, потому что в нем можно увязнуть.

А жизнь летит, аж шляпу сносит.
Бежит… и волосы назад.
Была зима, опять уж осень,
Года кружат, как листопад.

…Не могу сказать, что я окончательно перестроилась, но я стараюсь. Стараюсь почувствовать, порадоваться именно сейчас – что еще не вышла замуж дочка и пока еще живет с нами, что жива свекровь, которой уже 88 лет, что можно научиться чему-то и желания есть какие-то. Пусть они иногда невыполнимые и глупые – неважно. Главное, что они есть сейчас!

Это ощущение простых радостей, которые всегда с тобой, – гораздо важнее, чем, скажем предрекаемый конец света и гибель цивилизации. Когда напоминаешь себе об этом всерьез, вот тогда становится действительно немного легче и радостнее жить. Надо копить минуты радости и бережно хранить в шкатулке сердца!

Мы так привыкли в наших скоростях
Откладывать привычные визиты…
Мол, что такого – ведь такой пустяк, заеду завтра.
Раз – а дверь закрыта.
И некому писать свое «прости»,
И хочется упасть и не проснуться…
Ты что-то важное из жизни упустил –
В последний раз увидеть, улыбнуться,
Oбнять тихонько, помолчать вдвоем,
Припомнить старые истории и песни…
А время исчезает день за днем.
Оно не станет слушать ваши «если»…
А если – что?.. А если их не станет,
Всех тех, кому вы забываете звонить?
А если кто-то ждать вас перестанет,
Пока вы всё твердите «может быть»?
За этой суматохой ежедневной
Мы слишком многое не можем разглядеть.
Вот потому я и пишу, наверно…
Я так боюсь однажды просто…
Не успеть…

Давайте жить сегодняшним сентябрьским деньком, радоваться цветущим цинниям и щедрым дачным дарам. Ведь даже у самого ленивого дачника, ориентированного на шезлонг, гамак и шашлык, в сентябре созревает парочка неприхотливых кабачков. А у трудолюбивого сентябрь, и вовсе, богат на события, что ни день, то дела и заботы.

Откройте календарь народных примет, и окажется, что у каждого святого есть свое хозяйственное, зачастую садово- огородное прозвище: Фекла – Свекольница, Агафья Огуменник, Луп Брусничник, Петр и Павел Рябинники, а Домна так вообще Доброродная.

По сентябрю прекрасно видно, чем увенчались летние хлопоты, что выросло, какой урожай на зиму закладывать, какими соленьями – вареньями гостей до весны потчевать. А заканчивается сентябрь большим праздником. Последний день месяца – Вселенские бабьи именины – торжество в честь материнской мудрости и женских добродетелей.

Поэтому накрывайте на стол, не обижайте родных и близких, пейте горячие чаи с друзьями в беседках, болтайте о ерунде с соседями у калитки, гуляйте тихими вечерами по берегу Волги. Наслаждайтесь радостями сентябрьской жизни и потихоньку наводите порядок не только в своем доме, в загородном хозяйстве, но и в душе.

P.S. В литературном миксе использована проза Александра Герцена и Наринэ Абгарян, Ольги Паволга и Катерины Аксеновой (Алохи Гавайи), Блеза Паскаля и Татьяны Устиновой, стихи Ирины Левинзон и Лёши Самолётовой, Алены Васильченко и Арины Грачёвой, Анны Кулик и Светланы Мель.

Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail:rossinskiye@gmail.com