Погасить агрессию

Арсений Павловский читает лекцию
фото: Площадь Свободы

Психолог поделился простым и эффективным методом помощи ребенку, который подвергается школьной травле.

На днях в Тольятти прошла международная научно-практическая конференция «Социальное партнерство в деятельности психолога: теория и практика». На встречу, организованную Ассоциацией психотерапевтов и психологов Тольятти совместно с Тольяттинским государственным университетом при содействии некоммерческой организации «Центр развития добровольчества» и Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» съехались ученые и практики не только из России, но и из США, Мексики, Латвии и Таджикистана.

В течение трех дней психологи читали доклады и делились своим опытом с коллегами. Один из интереснейших докладов подготовил психолог-консультант из Риги Арсений Павловский. Он поделился методом борьбы со школьной травлей сверстников. Явление это, надо признать, весьма распространенное, о чем свидетельствует множество роликов, регулярно попадающих в Интернет. Ведь дети в определенном возрасте — существа весьма жестокие и, можно сказать, стайные».

В любом детском коллективе найдется «жертва» – сверстник, не такой, как все или просто чуть менее слабый, и его начинают терзать с упоением (по одному или все вместе).

Наверняка даже любой зрелый человек может вспомнить, что в их классе или группе был такой «ботан», «нытик», «чудак», над которым когда подсмеивался, а когда и откровенно издевался (а то и поколачивал) весь коллектив. И надо признать, от этого страдает не только жертва всеобщих нападок, но и все участники этой жестокой «игры». Потому что для детской психики они не проходят бесследно.
Поэтому методы борьбы Арсения Павловского с такой напастью следует взять на заметку и учителям, и родителям.

По словам Арсения Павловского, этот метод работы со школьной травлей помогает в достаточно быстрые сроки помочь прекратить проявления агрессии в школе и помочь детям сформировать другие отношения: построенные на дружбе и взаимопомощи.

Итак, как объяснил психолог, под школьной травлей подразумевается повторяющееся агрессивное поведение по отношению к одному из учащихся. Чаще всего травле подвергаются дети, которые только недавно начали учиться в этой школе, дети, которые чем-то отличаются от других. К сожалению, зачастую эти дети не могут сами повлиять на ситуацию, и им нужна помощь.

Формы травли бывают разными: это может быть явная физическая травля или более завуалированная: ребенка могут просто исключать из круга общения, распускать про него сплетни и слухи, объявлять бойкот, писать обидные вещи на партах, в записках и так далее. В последние десятилетия становится все более распространенной кибер-травля — травля с использованием социальных сетей, где может распространяться порочащая информация, создаваться ложные аккаунты ребенка.

— Невозможно представить ситуацию, в которой кто-то получает пользу от травли, — отмечает Арсений Павловский. — Если говорить о жертве травли, то здесь все очевидно: во время травли атакуется в первую очередь личность человека, и последствия этой атаки также развиваются на этом уровне. Это неустойчивая самооценка, высокий уровень тревожности. У детей, которых травят, значительно выше риск суицида, развития депрессии. Агрессоры получают сиюминутную выгоду, но долгосрочные последствия негативны и для них. Как отмечает психолог, чаще всего усилия педагогов и родителей направлены на поиски причины травли. Некоторые видят эти причины в агрессорах и начинают обвинять их и наказывать. Но чаще всего это не помогает агрессорам действовать как-то иначе. К тому же, зачастую разборки в классе могут привести к тому, что травля усилится или будет более завуалированной: агрессоры начнут винить свою жертву в возникших проблемах, в том, что на них «наябедничали». Иногда учителя и родители считают, что причина агрессии в том, что сам ребенок-жертва ведет себя не как все, что он замкнутый и так далее, и направляют его к психологу. Однако без прекращения того, что происходит в школе, ребенку помочь очень сложно, ведь после работы с психологом он снова возвращается в травмирующую ситуацию.

Психолог Арсений Павловский предложил простой метод, который поможет прекратить травлю и научить детей поддерживать друг друга. Этот метод так и называется — «Группа поддержки». Он разработан британской социальной работницей и терапевтом Сью Янг. Метод фокусируется не на причинах, а на решении проблемы и позволяет решить ее значительно быстрее. Как отмечает психолог, в первую очередь этот метод ориентирован на детей младшей и средней школы, то есть детей до 12 лет, так как в старшей школе проблемы сложнее и часто без дисциплинарных мер здесь не обойтись.

Метод заключается в том, что в детском коллективе организуется группа поддержки для того, кто подвергается травле. Сначала проводится предварительная встреча с жертвой и отдельно с группой поддержки, а затем две оценочные встречи. Как утверждает психолог, сложные ситуации с помощью этого метода можно разрешить за две недели.

— Мы приглашаем ребенка, который подвергается травле, и задаем ему несколько вопросов, но саму ситуацию не обсуждаем, — рассказывает Арсений Павловский. — Говорим о том, что мы знаем, как ему сейчас тяжело живется в школе. Спрашиваем, с кем у него возникают трудности, кто при этом присутствует и кто поддерживает ребенка в трудной ситуации. И говорим ребенку, что попробуем организовать для него группу поддержки, которая поможет стать ему более счастливым в школе. Группу поддержки мы будем создавать из этих трех категорий одноклассников. Мы собираем их и говорим о том, что есть ребенок, который не очень счастлив в классе, и мы пригласили его одноклассников для того, чтобы они помогли сделать его чуть более счастливым. Далее спрашиваем, кто готов участвовать и быть помощником. Бывает так, что некоторые дети отказываются участвовать в группе, но это случается очень редко. После этого мы предлагаем группе подумать, что они могут сделать для того, чтобы жизнь этого ребенка стала более счастливой. Как правило, дети предлагают какие-то простые вещи: здороваться по утрам, угощать конфетами, давать списывать, принимать в игры, помогать по некоторым предметам. Агрессоры в группе будут в меньшинстве, поэтому они включаются в общий диалог и тоже начинают думать, как помочь этому ребенку, либо просто сидят молча. Но не так важно, участвуют они активно или нет, важно, что участвуют. Далее, когда идеи помощи составлены в список, нужно распределить обязанности, кто из группы что будет делать. Примерно через неделю мы можем встретиться с ребенком, который подвергался травле, спросить, что изменилось, что стало лучше, а также поговорить с группой о том, что они делали и как это повлияло, что можно сделать еще.

Психолог объяснил, почему этот метод работает. Дело в том, что агрессоры включены в группу, у которой есть позитивная цель — помочь человеку. Они остаются в меньшинстве и присоединяются к группе. Работает реакция сплочения. К тому же, дети публично берут на себя обязательства, и поэтому гарантия того, что они будут действительно помогать, возрастает. Согласно исследованиям, в 80% случаев после создания группы поддержки травля прекращается сразу, в течение первых дней. По исследованиям в школе, 47 из 50 групп оказались эффективными. Только в трех группах потребовались меры дополнительной поддержки, но ни в одной из групп ситуация не ухудшалась.

Интересно:
Для тех, кто участвует в травле, главный риск заключается в том, что такие формы поведения могут закрепиться, и в дальнейшем у таких детей значительно выше риски развития криминального поведения. Для свидетелей, которые наблюдают травлю, это тоже носит негативные последствия. Уровень тревоги у этих детей выше, они боятся сами стать жертвами. В классе, где присутствует травля, академические успехи становятся ниже, дети заняты тем, что боятся за свою репутацию.

Арсений Павловский читает лекцию
фото: Площадь Свободы

Дина Игнатьева, “Площадь Свободы”