Юбилей Венедикта Ерофеева (1938-1990), прозаика и драматурга, прошел почти совсем незамеченным. В интернете он поднял лишь «девятый вал» бульварной волны, выкинул на берег некоторое количество мусора, словесного и телевизионного, как это было пять и десять лет назад, в предыдущие юбилейные годы. И ничего не изменил в литературной судьбе самого Ерофеева.
Обыватель краем уха слышал, что был такой вечно пьяный писатель, автор книги «Москва – Петушки». И что эта его поэма стала, якобы, культовым произведением для советского андеграунда.
Его считали спившимся филологом, бездомным неудачником, автором единственного, пусть и гениального, произведения. А сам он думал о себе: «Удивительный человек – бездарь, гений, оригинал. Слишком мрачный человек. Самый веселый из людей. Поэт, чудак, лодырь, хулиган».
Его произведения выходили самиздатом. Эти потрепанные и перепечатанные листы передавали из рук в руки.
Цитата:
«Что делаешь ты, брат мой, в этом мире, ты, который больше, чем этот мир?
И я поднял голову, и дышал в пространство водочным перегаром, и ничего не видел, кроме тьмы… Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы прежде мне показали уголок, где не всегда есть место подвигу…» (В. Ерофеев).
А еще он предсказал собственную смерть задолго до кончины…
Так кем же был на самом деле Венедикт Васильевич Ерофеев, один из отмеченного Богом поколения? Сам ли он сотворил о себе миф? Или его придумали те, кто хотел его обреченное трагическое одиночество превратить в примитивную антисоветскую агитку?
Миф о Веничке вряд ли станет когда-нибудь общенародным, подобно мифу о ещё одном знаменитом сверстнике Ерофеева – Владимире Высоцком. Читает Ерофеева только достаточно узкий слой интеллигенции. По сути, вместо похождений русского алкоголика в пригородной электричке нам предложили интеллектуальный многостраничный монолог автора. Те, с кем Ерофеев пьянствовал в подворотнях и в электричках, его читать не будут.
«Так – не живут, не говорят, не пишут. Так может только один», – эти слова Беллы Ахмадулиной подчёркивают необычайную силу и самобытность литературного таланта Венедикта Ерофеева. Вот почему его тоненькая книжечка – повесть «Москва – Петушки» – и сегодня остаётся одним из главных шедевров русской литературы 20 века.
Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь модельной библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com