В суде Автозаводского района вынесен обвинительный приговор предпринимателю, продававшему поддельный алкоголь под видом пивного напитка и сидра в первую очередь через сеть своих магазинов «Ямщик». Все пять торговых точек расположены в Новом городе Тольятти. Хотя, по словам бухгалтера, продукция отправлялась и в другие магазины.
О том, что самодельные напитки опасны для здоровья, недавно напомнила запутанная история с поддельным сидром из Винтая, которым отравились жители шести регионов.
Украденный полицейским со склада ГУВД Самарской области метиловый яд оборвал жизни 36 человек, всего пострадавших больше ста. Не исключено, что цифры будут еще расти, потому что к «разливальщику» попали 6 тонн (!) губительного спирта.
От поддельного алкоголя, который производили работники Виталия Р., к счастью, никто не умер. Тем не менее, предприниматель был привлечен к уголовной ответственности за хранение этилового спирта в крупном размере без соответствующей лицензии «с целью изготовления и реализации алкоголя».
С чего всё началось? С оперативной информации, поступившей в спецслужбы, о том, что директор фирмы занимается незаконным оборотом этилового спирта.
Прослушивание его телефонных разговоров подтвердило эти данные. Тогда оперативники пришли в ангар на Коммунальной, 24, где находился «алкогольный» цех. Именно там Виталий незаконно хранил этиловый «боезапас», из которого потом производилась продукция под брендом «Корсика» и продавалась в магазинах.
Возле здания находился красный металлический контейнер, закрытый навесным замком. Ключ от этого замка висел в цехе. Когда оперативники открыли контейнер, то увидели, что там стоят коробки с пятилитровыми бутылками, наполненными какой-то жидкостью. По запаху это был спирт, примерно полторы тонны.
В самом цехе стояли 30-литровые кеги со спиртосодержащей «Корсикой», где-то около 40 тонн. Кеги находились в коробках, на которых для отвода глаз было написано, что это безалкогольная продукция. Почему для отвода глаз? Потому что сотрудники спецслужб из прослушанных разговоров знали, чем именно занимаются в этом ангаре.
Стали изучать бухгалтерскую документацию, но там ни слова про спиртовые добавки. В результате цех и сам контейнер были опечатаны, а материалы переданы в полицию.
Осмотр помещения и изъятие поддельного алкоголя заняли у оперативников двух ведомств 10 часов, а для вывоза «товара» потребовались три грузовые машины. Потом проводились обыски в пяти магазинах, там тоже изымалась «Корсика».
Виталий, понимая, что влетел в неприятную историю, вину признал. И рассказал, что его фирма занималась производством пивных напитков и лимонада, ежемесячный доход составлял 50-60 тысяч рублей. В зависимости от времени года здесь работали 4-6 человек.
– Соответствующая лицензия на алкогольку стоит 8 миллионов рублей, у меня таких денег нет. Поэтому я занимался производством «Корсики» без документов, – так объяснил Виталий свою подпольную деятельность.
А вот что рассказал о своей бывшей работе один из свидетелей:
– Я нашел в соцсетях объявление, что требуется сотрудник для производства и розлива газированных напитков. Работодателем была обозначена Марина Р. Обучал меня всему ее муж, Виталий.
Рецепт «Корсики» был такой: вода, 10 пятилитровых бутылок с жидкостью, пахнущей водкой, 1-4 пятилитровых бутылок засахаренной жидкости, напоминающей сироп, и цветная жидкость для вкуса. На бутылках с цветной жидкостью стояли свои обозначения: мохито, красное яблоко, вишня сакура.
Всё это перемешивалось в специальной емкости, после чего подключался сатуратор для розлива по пластиковым или металлическим кегам. Розлив в кеги одной тонны жидкости занимал примерно час.
– За смену сколько вы производили такой продукции?
– Три тонны. Еще я клеил на коробки с кегами бумажки с «составом» и «вкусом».
– А сколько вам платили за работу?
– Обычно 500 рублей за одну тонну. Работал неофициально, потом меня попросили уйти, якобы не нужно столько напитков. Через четыре месяца неожиданно позвонила Марина и предложила поработать мойщиком кег. Я согласился, емкости мыл водой с добавлением кислоты и щелочи.
– Вы знали, что у фирмы нет лицензии на производство и реализацию алкогольной продукции?
– Нет, мне никто ничего не говорил. Да и с какой стати? Ингредиенты подвозил Виталий, но чаще всего, когда я приходил на работу, всё уже было приготовлено к смешиванию. Мне оставалось только залить жидкости в двухтонную емкость, она называется цилиндро-конический танк…
В фирме до известных событий работали родная сестра Виталия и ее муж. В каких-то вопросах они были более осведомлены, например, что непосредственно входило в состав «Корсики». Цитирую: вода, спирт, ароматизатор, подсластитель и краситель. И вот этим пойлом, которое часто меняющиеся рабочие разливали в арендованном ангаре, принадлежащем мясокомбинату, Виталий снабжал горожан!
Приговор получился не жестким. Во-первых, подсудимый безоговорочно признал вину, во-вторых, перевел благотворительному фонду 50 тысяч рублей, в-третьих, ходатайствовал о рассмотрении дела в особом порядке, который, правда, был прекращен по настоянию государственного обвинителя из прокуратуры Автозаводского района.
Меня удивил тот факт, что в смягчающие обстоятельства суд включил положительные характеристики… от сотрудников сети магазинов «Ямщик». Подчиненные хвалили своего начальника, а куда, скажите, им деваться, если отказались бы? На улицу, искать новую работу?
И тем не менее – Виталий теперь должен выплатить в доход государства полтора миллиона рублей. Если учесть, что конфискованы вся алкогольная продукция и спирт (по приговору суда они должны быть уничтожены), а обвиняемого защищали сразу два адвоката, то это потеря еще крупной суммы. Плюс репутационные издержки, в бизнесе они порой важнее финансовых трат.
Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 24 (1459) 23.06.23