Почему детям не доверили главные роли?

В театре «Колесо» состоялась первая премьера действующей полтора года в Тольятти студии творческого развития детей фонда Константина Хабенского.

Название для постановки выбрали довольно запутанное и многообещающее: «Наш Федот в Тольятти живет… или как мы с семьей Федота выбирали». Честно говоря, смысл изменения оригинального названия сказки Леонида Филатова так и остался непонятен. Авторы хотели как-то привязать действие к нашему городу? Но не было добавлено узнаваемых местных реалий. К счастью, впрочем.

В октябре 2015-го в Тольятти с помпой открыли студию творческого развития детей фонда Константина Хабенского. Мэрия, проникнутая творчеством завсегдатая отечественных сериалов, взяла ее деятельность под эгиду. Очевидно, не оставлял без внимания студию и ее создатель. Хотя на тот момент подобных в стране вместе с нашей было уже девять, а сейчас 11, в этом году планируют открыть такую и в Самаре.

Студии дали довольно поэтическое название «Оперение». А цели, единые для всего проекта, очень благородны: «Уникальный проект, объединяющий детей из разных городов страны, формирует культурный ландшафт, что критично важно на фоне деморализации современного общества, создает площадку для кросс-культурного взаимодействия регионов России, развивает среду милосердных и сострадательных людей, формирует поколение, за которым будущее страны».

Проще говоря, спектакли студий носят благотворительный характер, сборы идут на лечение онкобольных детей, а также страдающих заболеваниями головного мозга. За два года в стране собрано 14 миллионов рублей для лечения 23 больных.

Идея замечательна еще и тем, как отметила заместитель мэра по социальным вопросам Татьяна Леснякова, что проект не ставит своей целью подготовку профессиональных актеров:

– Цель занятий в студии – саморазвитие, самопознание, снятие подростковых комплексов, развитие коммуникаций и умения выражать свои эмоции…

Сколько себя помню, были в стране такие студии, тоже бесплатные, и принимали в них без кастинга, получается – возвращение хорошо забытого старого, да еще и с благотворительными целями и под присмотром телекумира?!

Но в прежние времена любительские спектакли игрались на школьной, а не на главной сцене города. И, надо признать, игрались лучше!

Актриса Московского художественного театра имени Чехова Кристина Бабушкина приняла участие в постановке, ей досталось играть няню – роль, конечно, благодатная, если помните сказку «Про Федота-стрельца», – тетка с критичным характером, осуждающая аппетиты послов. Она удивилась:

– Какой хороший ход вы придумали, какой в этом глубокий философский смысл: на сцене попечители и родители принимают участие в постановке вместе со студийцами!
Леснякова с гордостью сообщила, что опыт постановок с участием вип-персон в нашем городе уже стал традционным. И, кстати, в названиях тех постановок постоянно фигурирует «город Т.», то есть опять традиция пригодилась.

Ну что сказать, наши «випы» играют на славу, хоть до профессиональной актрисы из МХТ, конечно, малость не дотягивают. Представитель попечительского совета Андрей Катышев просто блистал в роли коварного Царя, неплох был и исполнитель роли Генерала, наверняка они поднаторели в занятиях сценической речью. Иностранного «випа» Душана Бушена назначили на роль посла, который в беседе с царем «все йес да йес, а при этом ест и ест». Оказывается, директор автомобильного кластера отлично владеет русским языком – взрослый, впрочем, юмор. А исполнитель главной роли Федота на мой, совершенно субъективный, взгляд фактурно не соответствует образу – неспортивного вида интеллигент в очках. Зато, оказалось, песни под гитару Дмитрий Филиппов исполнял собственные. Без песен и музыки, да еще и при минимуме световых эффектов совсем уж самодеятельность получилась бы.

А дети-то как же, спросите вы? Дети играли в массовке, шустро перемещаясь по скромным декорациям и вовремя бросая реплики. Вроде бы с подростковыми комплексами и умением выражать эмоции у них всё в порядке. Но у меня создалось такое впечатление, что взрослые, не доверив им главные роли, уподобились тем, кто, купив подарок ребенку, не отдает его, пока не наиграется сам. Может, и правда в детстве не наигрались в театральных студиях?

Тамара Ушакова, «Вольный город», № 22 (1150) 09.06.17

Студия творческого развития Хабенского «Оперение»

фото: из открытых источников