Побывать в музее, не сходя с поезда

вход в музей

Этот музей можно посетить, не покидая здания вокзала. Практически не сходя с поезда – во время продолжительной стоянки. А для гостей Самары он может стать одним из первых ярких впечатлений.

«Музей истории Куйбышевской железной дороги» – это сердце огромного живого организма под названием вокзальный комплекс (Комсомольская площадь, 1). Любуясь стариной, вы находитесь в ультрасовременном здании. Экскурсовод знакомит вас с документами, фотографиями, ценными реликвиями… А голос его перекрывает громкий и вездесущий Глас Вокзальный: «Поезд №32 «Москва – Оренбург» прибывает к шестой платформе. Нумерация вагонов начинается с хвоста поезда…»

Музей был основан в 1973 году. Он вырос из частной коллекции бывшего главного инженера Куйбышевской железной дороги (КбшЖД) Алексея Пестрова. В настоящее время директор музея – Юрий Менчик. Богатое собрание фотографического, картографического, документального материала о строительстве Моршано-Сызранской железной дороги не оставит равнодушным специалистов. А пассажирам будет интересно увидеть макет первого российского паровоза, позвонить в вокзальный колокол и словно с птичьего полета полюбоваться нашим красавцем-вокзалом.
И пусть никто не скажет: «Ваш поезд ушел…»

Первый гудок

Экскурсовод Ольга Фокина работает здесь со дня основания музея. Чувствуется, сколько заботы и души вложено ею в экспозицию.
Музей условно разделен на пять залов. Условно – потому что никаких перегородок нет, вы свободно проходите сквозь пространство и время.

У входа, словно вышколенный швейцар, стоит паровоз с блестящими трубами и красными спицами в колесах. Это первый паровоз Царскосельской железной дороги «Проворный». Точнее, его макет.
С портрета на стене смотрит выдающийся инженер, ученый, первый министр путей сообщения Павел Мельников, благодаря которому и началось строительство железных дорог в России. По финансовым или иным соображениям, но многие представители российской элиты были против. Именно Мельников смог убедить императора Николая Первого в перспективности нового вида транспорта.
– В 1837 году была построена первая железная дорога от Санкт-Петербурга до Царского села, – рассказывает Ольга Васильевна. – 12 октября 1874 года сдана в эксплуатацию Моршано-Сызранская железная дорога протяженностью 484, 8 версты. Этот день считается Днем рождения Куйбышевской магистрали. В прошлом году мы отметили 140 лет. Первый гудок паровоза прозвучал в Самаре в 1875 году.

Знаменитый Сызранский мост через Волгу называли Александровским. За его строительством следил сам император Александр Второй. Открытие моста в 1880 году было приурочено к 25-летию его царствования. Годом ранее открылось Самарское техническое железнодорожное училище: возникла нужда в грамотных специалистах.

Большой вклад в проектирование и строительство КбшЖД внесли выдающиеся инженеры, мастера своего дела: Марков, Белелюбский, Михайловский и другие. Протяженность КбшЖД почти 5 000 км, развернутая длина – почти 11 000 км. Она проходит через семь областей – от Рязанской до Челябинской.
А центр – в Самаре, на Комсомольской площади, где мы сейчас и находимся.

Поехали!

Фантазия дизайнеров сотворила прелестное трио: господина в цилиндре, даму в кринолине и дитя в клетчатом костюмчике и берете. Это пассажиры конца 19 – начала 20 века. Они о чем-то задумались на платформе. Но пропустить свой поезд им вряд ли грозит.

Экспозиция под названием «Чемоданное настроение» представляет подлинные открытки прошлых лет. Их покупали прямо в поезде и отправляли на первой станции, чтобы близкие не теряли своих путешественников.

Стол-бюро с роскошной потертостью не может не впечатлить. Ему больше ста лет. На стуле сохранился вензель СЗ – Самаро-Златоустовская железная дорога. Макет старинного телефонного аппарата чем-то напоминает лупоглазую сову.
Следующий зал – подвижной состав: вагоны товарные и пассажирские. Последние делились на четыре класса. Из книг и фильмов мы знаем, что четвертым классом никто не ездил, – он предназначался исключительно для багажа. Третий класс – обычные деревянные лавки. Первый немало удивил бы современных любителей СВ на фирменном поезде. Ни тебе душа, ни телевизора…
А вот то, без чего не обходилась ни одна железнодорожная станция, – станционный колокол. Один, два и три удара означали соответственно прибытие, посадку и отправление поезда… Дергаю за веревку, раздается резкий звук. Поехали!

Вечный огонь

– Легендарный паровоз «П-36», – Ольга Васильевна указывает на изящный макет с красными колесами. – «П» – это Победа. Он выпущен в 1950 в честь пятилетия победы над фашисткой Германией. Было всего 250 единиц. В конце 30-х годов уже началась электрификация железнодорожных путей. В 1944 году пустили первую электричку от Самары до Безымянки. Чтобы сохранить историческую память, в настоящее время создан Поволжский музей железнодорожной техники в Зубчаниновке.
Один из фонарей привлекает мое внимание. На нем надпись в виде дырочек: «Здесь заряжено». По крайней мере, я читаю так.

– А чем это заряжено?
– Не заряжено, а «заражено».
Ольга Васильевна поворачивает фонарь, и тут уже нет сомнений – на меня смотрит череп.
– Разные грузы перевозят, – объясняет экскурсовод, – и всякое случается. Например, пролили кислоту. Раньше ставили такой специальный фонарь, чтобы по рельсам не ходили. А когда нужно было поезд остановить, использовали сигнальные флажки и петарды. Петарды клали на рельсы. Под колесами поезда они взрывались. Машинист слышал хлопок и останавливал состав… А это сигнальная дудка (от пронзительного звука я чуть не подпрыгиваю. Напоминает мычание локомотива – прим. авт.). Называется «рожок». Используется по сей день…

Следующий зал посвящен периоду Великой Отечественной войны. 14 тысяч железнодорожников ушли на фронт. 30 из них стали Героями Советского Союза. Три улицы в Самаре названы в их честь: Агибалова, Ульянова, Сорокина. На отдельном стенде представлены фотографии малолетних узников фашистских концлагерей. Эти люди впоследствии работали на КбшЖД. Некоторые из них до сих пор живы.
На экспозиции есть даже Вечный огонь: в стеклянном кубе пляшут язычки пламени. Конечно, это лампочки, но впечатляет.

Послание потомкам

Телефонный аппарат конца 19 века, телеграфный аппарат системы «Морзе», коммутатор связи… Этот ряд пришельцев из прошлого логично дополняет компьютер из 90-х. Какая большая голова, какой маленький экран! И как же по нему сходили с ума! А теперь жить не можем без его правнуков…
В вертикальной витрине заточена стройная красавица в форме проводницы фирменного поезда «Жигули». На мужскую форму манекенов почему-то не нашлось. Она представлена просто на вешалках.

Когда мы останавливаемся у следующего стенда, в голосе Ольги Васильевны звучит особенная теплота:
– Это знаменитая личность – Борис Павлович Бещев, министр путей сообщения СССР. С 1942 по 1945 годы был начальником КбшЖД. Родился в селе Великое Ярославской области. Даже книга такая есть – «Великий из Великого». За всю историю железнодорожного транспорта не было министра, который продержался бы в своем кресле почти тридцать лет. Те, кто его знал, отзывались о нем не только как о грамотном специалисте, но и очень тактичном человеке по отношению к своим подчиненным. К сожалению, далеко не все руководители могут похвастаться этой чертой. За прогрессивную деятельность в развитии мировой железнодорожной системы японцы присвоили ему звание «Великий железнодорожник мира».

Макеты старого и нового вокзалов Самары расположены по соседству. Старый простоял 120 лет. В 1996 году было принято решение снести его по причине аварийного состояния. Началось строительство нового вокзального комплекса.
Любопытна судьба традиционной капсулы с обращением к потомкам.
– Она давно уже вскрыта, – говорит экскурсовод. – Вот она. При начале строительства ее закопали. Продолжили строить… и нечаянно выкопали.
Мы смеемся. Что ж, потомки всегда могут прочитать послание в музее.

muzei-istorii-kuibyshevskoi-zheleznoi-dorogi-07

Анна Штомпель, газета “Самарские известия”

фото: “Самарские известия”