Купальный сезон в этом году начался поздно (в отличие от предыдущего, когда некоторые окунались в Волгу уже после майских праздников) и особой радости тольяттинцам пока не доставил. К примеру, в Автозаводском районе идет реконструкция набережной, из-за чего большая часть привычных мест недоступна.
Что осталось? В этом и попытался на днях разобраться представитель «Вольного города». Для полноты картины мы дважды ездили на пляж: в первый раз – просто прогуляться, во второй – самим позагорать и понаблюдать за отдыхающими.
Напомним, что общая протяженность набережной Нового города – около четырех километров, причем примерно половина этой территории (или чуть меньше) предназначена для купания. Сейчас, правда, на западном участке ведутся работы, да и большая часть восточного огорожена забором, хотя техника там в текущем году вряд ли появится.
Кстати, недавно в соцсетях была размещена сделанная с квадрокоптера фотография реконструированной набережной. Увидев ее, горожане сразу же стали возмущаться. Во-первых, создается ощущение, что до окончания еще далеко (а ведь чиновники говорили, что к концу лета хотят уже народ туда пустить гулять). Во-вторых, в ходе работ уничтожено большое количество деревьев и кустарников.
Понятно, что посадят новые, однако по скверу в честь 50-летия ВАЗа (да и по Итальянскому тоже) мы видим, что растут они очень долго. То есть набережная облысела как минимум лет на пять (а может, и на десять), что вряд ли кого-то из тольяттинцев сильно порадует.
– Деревьев нет, даже спрятаться от солнца и посидеть в тени негде. Это просто беспредел…
– Подозреваю, набережную ждет судьба подземного перехода.
– Всё изуродовали… О животных и птицах, как обычно, не подумали.
– Деревья вырубили, какую-то бетонную пустошь делают. Кто-нибудь знает, планом предусмотрен пляж?
– Только у нас всё через одно место. Там были большие березы. Сколько пройдет времени, пока вырастут такие же, да и вырастут ли вообще. Как в городе ухаживают за посаженными растениями, все видят.
Это лишь часть комментариев, размещенных в одной из популярных соцсетей. Впрочем, ругать набережную до того, как ее построили, наверное, не совсем правильно: вот дождемся, прогуляемся и сделаем вывод, были ли учтены ошибки, допущенные при благоустройстве скверов.
Однако вернемся к нашей пляжной прогулке, которую мы начали, спустившись от «Веги» к причалу, где происходит посадка на прогулочные корабли. Маршрут сам по себе интересный (через пешеходный мост над автодорогой), но заброшенный: асфальта почти не осталось, повсюду ямы, куски бетона, корни деревьев. Что касается моста, то еще полтора года назад «Вольный город» писал о том, что там отсутствует кусок металлического ограждения шириной больше метра. Это создает угрозу жизни прохожим, и в первую очередь детям, а еще тем, кто возвращается с набережной навеселе, однако чиновники то ли не читают, то ли просто игнорируют написанное.
Не знаю, будут ли приводить мост в порядок в рамках реконструкции набережной, однако безопасность в любом случае нужно обеспечить.
Внизу у воды почти всё перекрыто заборами. Даже владельцы торговых и развлекательных точек (тира, шаурмы и так далее) смирились с потерей клиентов и решили временно прикрыть свои лавочки.
Люди, впрочем, всё равно приезжают, гуляя вдоль заградительной сетки и пытаясь через нее любоваться видами водохранилища. К примеру, одна молодая особа нашла красивый цветочек, встала на коленки и сделала с ним селфи, не особо смущаясь из-за того, что на заднем плане забор. В некоторых местах его уже порвали, и можно, к примеру, подойти к той части набережной, где до сих пор «красуются» огромные провалы, о которых в свое время много говорили.
Пляж начинается чуть дальше, причем он тоже обнесен забором. Видно, что здесь уже побывали бульдозеры, они уничтожили всю растительность, а песок смешали с грязью и камнями. Вид совсем неприглядный, однако находятся те, кто пролазит через дырки в заборе и расстилает покрывало прямо там, где ездили бульдозеры: загорают, купаются, охлаждают пиво в водичке….
– И где там ваши моржи в шахматы играют? – долетела до моих ушей фраза, произнесенная одним из отдыхающих.
Смотрю, а там двое пожилых мужчин беседуют в бейсболках с вазовским логотипом. Как я понял, это ветераны автозавода, которые ежегодно с июня по август проводят свой досуг примерно в одном и том же месте пляжа. Раньше в волейбол играли, бадминтон, сейчас же, после бульдозеров, просто сидят, последние новости обсуждают. Ну а моржи – это, видимо, их коллеги из клуба зимнего плавания, которым летом ничего не остается, кроме шахмат…
Во второй раз мы пошли на пляж ближе к Муравьиным островам, причем не просто смотреть – самим искупаться и позагорать. Людей здесь много, поскольку вход в воду мягкий и глубина маленькая, что очень удобно для родителей с детьми.
Кроме того, заметили лодку со спасателями, правда, дрейфовала она далековато (как нам показалось) от берега. С другой стороны, все ответственные родители давно привыкли самостоятельно следить за детворой, не полагаясь на постороннюю помощь.
Искать место, где можно расстелить пляжный коврик, пришлось минут пять. Хотелось, чтобы от соседей отделяла хотя бы пара метров песка, однако таких островков почти не было. Наконец разложились, однако, не успев насладиться солнечными ваннами, услышали пьяный хохот и звук открывающихся пивных бутылок.
Компания из трех мужчин и одной женщины достала алкоголь, портативную колонку (видимо, она к телефону подключается или от батареек работает) и устроила танцы. Сначала слушали что-то зарубежное, потом у них начался концерт памяти Юры Шатунова:
– И снова седая ночь. И только ей доверяю я…
Любопытно, что мужчины почему-то были не в плавках, а в семейных трусах. Сие обстоятельство их, видимо, не сильно напрягало: встав в полукруг, они подвывали «Ласковому маю», заодно подбадривая свою спутницу, двигавшую телом на глазах всего пляжа:
– Давай-давай, сама-сама!
Женщина так отплясывала, что в итоге наступила на телефон, и музыка ненадолго стихла. Один из собутыльников сильно разозлился и назвал ее неумным бараном женского рода. Потом все помирились, и снова запел Шатунов:
– Кто выдумал вас растить зимой, о, белые розы, и в мир уводить жестоких вьюг, холодных ветров…
Что касается других отдыхающих, то они искоса поглядывали на эту компанию, однако замечаний никто не делал – не модно это сейчас, да и гарантии нет, что кто-то поддержит, если в одиночку полезешь на троих. Что касается полицейских патрулей, то за два дня мы не увидели ни конных, ни пеших, ни автомобильных.
Мимо проходила большая группа девочек, видимо, отдыхающих в соседнем с пляжем пансионате «Звездный». Их вожатая укоризненно покачала головой, но тоже ничего не сказала.
– Юра жив! – стали кричать пьянствующие, а потом побежали купаться.
Водичка, кстати, в этот день была теплой, но очень грязной. Цветение водорослей еще не началось, однако волнами к берегу прибивало листья, ветки, а еще образовалась неприятная на вид пена. В общем, ныряли в основном подростки, взрослые мочили ноги, а малышня строила на берегу замки из песка.
Очень много отдыхающих было на самокатах (простых и электрических), велосипедах, кто-то проезжал мимо на мопедах и даже автомобилях, хотя официально дорога к этому участку пляжа перекрыта шлагбаумом. Также обратили внимание на большое количество собак, хозяев которых совсем не смущало, что животные лезут в воду вместе с детворой, игриво (или предупредительно) порыкивая.
Постепенно интерес к слушавшей «Ласковый май» компании угас, однако и без них на пляже было немало интересных персонажей. К примеру, две девицы (лет по двадцать) делали губы уточкой и пытались фотографироваться на фоне воды. Но в кадр постоянно попадали какие-то мужчины с пузами, что очень раздражало любительниц селфи.
– Ну, и чего они тусуются на нашем пляже? – недовольно спросила одна из них.
Девицы так долго стояли с включенной камерой, как будто вели прямой репортаж, а может, искали достойный ракурс, рассчитывая на фотографию не хуже, чем в сильно подорожавшей и почти недоступной нынче Турции.
Неподалеку от них компания мужчин жарила шашлыки. С ними была дама, которая почему-то спала, завернувшись в грязное одеяло, а еще огромная собака породы сенбернар, следившая, чтобы никто не нарушал покой хозяев и не раскатывал губу на мясо. Так вот, один из членов этой компании, почему-то одетый в форму охранника, пошел в сторону любительниц селфи (видимо, знакомиться), однако в последний момент его вильнуло, и он промахнулся мимо девиц, потерял равновесие и приземлился на песочек возле воды.
Сил на второй заход, наверное, не осталось, так что он сказал:
– Как хорошо!
И закрыл глаза. Друзья его сначала не обращали внимания, потом стали кричать:
– Михаил, иди в тенечек спать!
Он не реагировал, так что пришлось другим мужчинам его поднимать и тащить ближе к мангалу.
Только не подумайте, что на пляже собираются одни пьяницы. Нет, большинство отдыхающих – семьи и молодежные компании, у которых в руках квас или газировка. В основном всё прилично, и если бы еще бутылки и пластиковую посуду уносили – вообще было бы замечательно. А то набросали несколько куч, превратив подходы к пляжу в маленький филиал городской свалки.
Добавим, что одна из основных проблем этого пляжа – плохая доступность. Мало того, что по лесу надо идти минут тридцать (с едой и напитками, поскольку по дороге ничего не продается), так еще и добраться до остановки «Лыжная база» очень сложно как на муниципальном транспорте, так и на альтернативном. Особенно в выходные дни, когда водители маршруток (№ 131, 214 и так далее) придерживаются понятного лишь им самим графика. В общем, постоишь 45 минут на остановке и заречешься на этот пляж ездить…
Илья Просекин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 25 (1409) 01.07.22