Платят ли жители Автозаводского района за тепло дважды, намерен выяснить Алексей Краснов

в приемной краснова посетитель
фото: «Тольяттинский навигатор»

В приёмную депутата Алексея Краснова обратился житель Автозаводского района Тольятти Александр Подзвёзнов. Суть его обращения – претензия к поставщикам тепловой энергии по поводу схемы её оплаты.

Живём на радиаторе охлаждения

Как выглядит тема, поднятая Александром Подзвезным, если посмотреть на неё с высоты птичьего полёта?

Автозаводский район строился «в связке» в ВАЗом, поэтому инфраструктура их едина. Существует ветка водозабора, рядом проходит федеральная газовая трасса. Обе эти трубы идут на всем известную ТЭЦ ВАЗа. Это именно ТеплоЭлектроЦентраль. Её функция не как у котельной – нагреть воду и обеспечить кого-то теплом. При сжигании газа на ТЭЦ основная функция – выработка электричества, предназначенного для электроснабжения как автозавода, так и Автозаводского района.

Однако электротурбины крутит не жар от сжигаемого газа, а перегретый пар. То есть, чтобы заставить их крутиться, нужно сначала, грубо говоря, вскипятить воду, дальше получившийся пар высокого давления раскручивает турбины, вследствие чего вырабатывается электричество. Дальше, волей инженеров, проектировавших связку ВАЗ-Автозаводский район, пар по огромным трубам идет через корпуса ВАЗа и далее – в Новый город. По сути, предприятие с прилегающим районом является для ТЭЦ огромной радиаторной решёткой.

И это можно считать большим благом для нынешних хозяев электроцентрали – компании «Т+», поскольку иначе этот пар девать было бы некуда. Его оставалось бы лишь стравливать в воздух или строить огромный пруд-охладитель для конденсации и повторного использования воды.

При производстве электричества в промышленном масштабе пар можно считать побочным продуктом, отходом того самого производства. Цена которому – три копейки, да ещё с торгом. По одной простой причине: за пар уже заплачено, его стоимость заложена «в электричестве». Это если рассуждать с точки зрения логики технического процесса.

В принципе оно так и строилось. В советское время на том же ВАЗе система теплосбережения не была заложена вообще. Половина корпусов – жестяные ангары. Да и зачем? Теплопотери на трубах, по которым транзитом идёт пар, настолько гигантские, что хватает и на обогрев, и, даже на перегрев. Через корпуса идут трубы с паром, и во времена СССР там было даже жарко.

Далее трубы с паром идут вдоль главных улиц: Московского проспекта, Революционной, Юбилейной и т.д., а далее — по домам через тепловые узлы. На этом этапе в трубах уже не пар, а очень горячая вода. Такой температуры, которая и не нужна – попади она в кран, ежедневно получали бы ожоги сотни, а то и тысячи людей. Особенно на северной окраине района.

Чтобы этого избежать, в советское время создали систему «подмеса», когда остывшая в батареях горячая вода разбавляет воду в кране до приемлемой температуры. Не вдаваясь в дальнейшие технические подробности, резюмируем: это, так называемая, система открытого водоснабжения. (Про систему закрытого водоснабжения и про то, почему её внедрение, несмотря на решение правительства, практически невозможно, поговорим в следующий раз).

Пока наша речь про другое. То, что было нормальным и работало в период плановой экономики, стало очень затратным для жителей в период недоразвитого капитализма. То есть сейчас. Благодаря действиям монополистов.

Куда правильнее ставить счётчик?

В 2010 году управляющие компании стали ставить счётчики на горячую воду. Силами монополистов. Естественно, систему учёта тепла установщики постарались сделать максимально выгодной для себя. Они не стали устанавливать два счётчика на входе и выходе – столько пришло, столько ушло. Что обеспечило бы лёгкий и честный подсчёт. Нет. Они стали устанавливать не два, а четыре счётчика. Причём один из счётчиков установили после перемычки подмеса. Судя по всему — чтобы дважды считать входящую в дом воду: сначала, ту, что идёт на обогрев как теплоноситель, а потом ту, что уже смешана для подачи в трубы водоснабжения.

…На минувшей неделе в прокуратуре Автозаводского района прошло совещание по данному вопросу. Мнение сторон резко разделилось. Депутат Алексей Краснов задал вопрос: «Можно ли считать «четырёхсчётчиковую» систему правильной»? «Да» — ответил представитель управляющей компании. «Нет», — возразил специалист от ТЕВИСа. Что ж, деньги уплыли, можно резать правду-матку.

Депутат Алексей Краснов намерен провести депутатское расследование, чтобы выяснить: кому, сколько и за что переплачивают жители Автозаводского района. Последующее за этим судебное разбирательство, возможно, станет даже более громким, чем нашумевший суд 2019 года против «мусорного» тарифа, в котором Краснов выступил как идеолог экспертизы и один из истцов.

Антон Вартанов, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 22 (559), 19 ноября 2020 года