Платно или бесплатно: Разъяснения о платных медицинских услугах

регистратура в поликлинике
Фото: ТГП №2

Министерство здравоохранения выпустило памятку для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи, а также ответило на актуальные вопросы по применению Правил предоставления платных медицинских услуг.

Памятка простыми словами перечисляет основные виды медпомощи, доступные гражданам РФ в рамках госгарантий бесплатной медпомощи.

Сроки ожидания медпомощи, те виды помощи, за которую пациент не должен платить, коротко рассказывает о случаях оказания платных медуслуг, о том, куда можно обращаться в случае отказа в предоставлении медпомощи, взимании денег и других конфликтах (к руководству медорганизации, в страховую компанию, Росздравнадзор и ТФОМС, Минздрав и др.), о страховых представителях.

Разъяснения о платных услугах касаются следующих вопросов:

— о случаях, когда медорганизации системы ОМС вправе предлагать пациентам платные услуги (например, при назначении лекарства, которое не закупается за счет бюджета, не входит в перечень ЖНВЛП и не является необходимым для пациента по жизненным показаниям; при назначении медизделий, которые не предусмотрены программам госгарантий бесплатной медпомощи; при самостоятельном обращении за медпомощью);

— о необходимости оформления отдельного допсоглашения к договору, в том числе на каждую дополнительную платную медуслугу, оказываемую сверх объема выполняемого по договору стандарта медпомощи;

— об оплате расходов, которые медорганизация понесла в связи с оказанием клиенту экстренной медпомощи (возмещаются в порядке и размерах, которые установлены территориальными программами);

— о соответствии платных медуслуг Номенклатуре медуслуг, утв. приказом Минздрава РФ от 13.10.2017 № 804н;

— о дистанционном заключении договора платных медуслуг. В частности, клиент может заключить договор путем акцепта, в том числе посредством полной или частичной оплаты договора. Идентификацию клиента в целях заключения или исполнения договора можно проводить через ЕСИА на портале Госуслуг;

— о праве медорганизации при оформлении ИДС требовать предъявления паспорта пациента для определения его возраста, а также предъявления документа, подтверждающего статус законного представителя несовершеннолетнего, которому предполагается оказание медицинской услуги. Такое право, по мнению Минздрава, есть у медорганизации даже в случаях оказания платных медуслуг на анонимной основе;

— об использовании для оказания платных услуг оборудования и иной материально-технической базы, закупленной за счет средств ОМС и иных бюджетов (использовать можно, но при этом нельзя снижать объемы бесплатной медпомощи и увеличивать сроки ее ожидания);

— о доступности для пациентов информации о целях и методах оказания медпомощи, связанных с ними рисках, вариантах медпомощи, видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медпомощи.

— о перечне документов, которые медорганизация обязана выдавать по обращению потребителя, чтобы подтвердить фактические расходы на оказанные медуслуги и приобретение лекарств;

— о проверках медорганизаций в части соблюдения порядка и условий предоставления платных медуслуг (проверяют Росздравнадзор и Роспотребнадзор);

Оригинал статьи опубликован на сайте Тольяттинской городской клинической больницы № 5