Пивная экспансия достала тольяттинцев

Мы не раз уже поднимали тему алкоголизации населения. И для наших постоянных читателей не новость, что в Самарской области, и в Тольятти в частности, это сущее бедствие: по количеству смертей и статистике преступлений, связанных с употреблением алкоголя (а пиво из этого разряда) мы в топе лидеров среди регионов России. Но, как говорится, кому война, кому мать родная: как стало известно редакции из многочисленных обращений в редакцию, в городе вновь не на шутку обострилась ситуация на хмельной ниве. Граждане буквально завалили своих депутатов письмами с требованием дать отпор расплодившимся пивнушкам.

Спасите-помогите!

Вот свежий факт: на имя депутата городской думы Алексея Краснова пришло письмо, в котором жители дома по адресу: ул. Свердлова, 19, просят принять срочные меры. Приводим его текст: «С момента начала продаж, а именно с 22.08.2015, в павильоне по реализации пива, расположенном с западной стороны дома № 19 по ул. Свердлова, резко ухудшилась социальная обстановка в близлежащем дворе дома: постоянное нахождение лиц в нетрезвом состоянии, в т.ч. подростков, антисанитарными действиями испорчена детская площадка около подъезда № 4 и все углы дома и близлежащих сооружений, в ночное время раздаются пьяные крики, неадекватные действия пьяных людей вызывают страх у прохожих за свою жизнь и здоровье».

Далее авторы письма, под которым более десятка подписей, уточняют, что страдают не только они, жители соседствующего с «разливайкой» дома. «Данный торговый павильон находится в непосредственной близости к территории школы № 61 (примерно 25 м), расположен на основном пути следования школьников и детей дошкольного возраста…»
К сожалению, подобных историй в Тольятти вам расскажут немало. И, наверное, без лишних слов понятно, сколь неприглядное зрелище представляют собой клиенты подобных злачных мест, хлынувшие на улицу с пивом наперевес. Но иные мирятся с такими вот беспокойными соседями годами – дескать, моя хата с краю.

Жители дома по ул. Свердлова не смогли промолчать и обратились туда, где, знали точно, их услышат – к своему депутату. Менее чем за неделю (а письмо датировано 28 августа) это неприметное на первый взгляд злокачественное новообразование на теле города дало столько метастаз, что они просто не смогли его проигнорировать. И промолчать. И это их гражданская позиция, о которой как минимум должны знать власти.

Ждать «отстоя пены» – неизбежного криминального «выхлопа», который рано или поздно порождают такие места, – люди не стали. А перечисленных в письме «побочных эффектов» от этого алкопритона достаточно, чтобы те, от кого зависит порядок в городе, отреагировали. И чем жестче, тем лучше.

Букет «Жигулевского»

Борьба со злом, бесспорно, дело нужное, если это действительно борьба, а не ее имитация и профанация. И наш Самарский регион, и муниципальное образование Тольятти, надо сказать, продвинулись в этом деле за последние годы. На сколько шагов – этого никто не считал. Единственное, что отмечают эксперты, антиалкогольные законы у нас почему-то более либеральные, чем на многих других территориях. И лазеек в них вроде как побольше получается…

И вот пример. 1 августа этого года, вот только что, вступил в силу закон «О мерах по ограничению потребления (распития) спиртных напитков на территории Самарской области», принятый губернской думой с подачи регионального ГУ МВД РФ. Согласно этому документу, алкоголь теперь не может продаваться в торговых объектах площадью менее 50 квадратных метров и в точках, расположенных на первых, подвальных этажах и в жилых многоквартирных домах, – только в отдельно расположенных объектах. Причем исключительно с залами обслуживания, не навынос…

Казалось, тут-то разливайки-забегаловки прижмут по полной. Но спустя месяц стало ясно, что привыкшие обходить законы владельцы заведений и на сей раз не растерялись. Явно не бедствовавшие во все времена торговцы пивом быстро смекнули, что, раз так, можно и расшириться – и, по нашим сведениям, уже начали переезжать в торговые павильоны, обладающие большей площадью. Оставаясь все в той же шаговой доступности от своего потребителя, они просто отодвинули от него другой, не менее нужный горожанам, но менее прибыльный с точки зрения бизнеса ассортимент. Дескать, без хлеба или, скажем, цветов еще никто не умер – в конце концов, полквартала пройдут, не переломятся, а вот без пива…
Собственно, и пивнушка, о которой мы рассказали выше, возникла по этой же обходной схеме.

Пиво на душу

Один бывалый человек, размышляя, почему культура всегда финансировалась по остаточному принципу (и продолжает в том же духе), пришел к выводу: да потому, что во времена советского еще Госплана никто не задавался целью посчитать, сколько ее, этой самой культуры, нужно «на душу населения». С носками, трусами, прочими товарами повседневного спроса еще куда ни шло, а вот как посчитать эту «позицию»?

Примерно так и с культурой питья – неотъемлемой частью общей культуры. К ее воспитанию, по идее, должно стремиться нынешнее общество, основываясь в том числе и на негативном опыте «бессмысленных и беспощадных» сухих законов. Не стоит повторять ошибки прошлого, но и создавать видимость борьбы тоже, наверное, не имеет смысла. Пока же все очень похоже на очередную популистскую кампанию.

Все антиалкогольные акты останутся неэффективными до тех пор, пока благие намерения вроде «снижения уровня доступности» того же пива не будут основаны на более-менее внятных расчетах. Тексты же большинства вступивших в законную силу актов явно, с разгромным счетом, а то и всухую проигрывают мифам, которые мы знаем с пеленок: типа «пива много не бывает» и «губит людей не пиво». И которые, в общем-то, и питают этот, мягко выражаясь, сомнительный бизнес.

Кощеева смерть

Многие до сих пор благодушно относятся к фактам неприкрытой экспансии со стороны алкодельцов, полагая, что неограниченное употребление спиртного, в том числе «безобидного» пива, – это часть нашей национальной культуры. В Тольятти следование столь сомнительным традициям доходило до абсурда: какое-то время один из пивных королей даже был вице-мэром по соцвопросам – курировал культуру, образование и спорт. Такой вот причудливый симбиоз. Может быть, еще и потому, что в нашем городе такое возможно, этот бизнес цветет и пахнет всем законам назло. И где смерть злостного «Кощея», и сегодня никто толком не скажет. С переменным успехом (а по сути, вовсе без него) борьба с его бесчисленными отпрысками идет уже не один год. И нынешний мэр, помнится, начинал свой срок с борьбы с конкретной пивнушкой. Правда, сегодня это эпизод из его биографии воспринимается как анекдот, поскольку та печально легендарная точка, похоже, переживет его в роли градоначальника…

Сегодня можно с прискорбием констатировать: руки у дельцов, торгующих тем же пивом, развязаны. Никто – ни власть, ни правоохранительные органы – по действующему законодательству не могут воспрепятствовать им открывать новые и новые точки – да хоть сто разливаек на квартал!

Местные чиновники кивают «наверх» – мол, мы не можем перепрыгнуть федеральные законы. Действительно, регулировать стоимость алкоголя (а это тоже способ снижения его доступности) и узаконить более жесткие меры к гражданам, которые им злоупотребляют, не в компетенции региональной и муниципальной представительной власти. Но построить локальные плотины на пути пивных рек, ограничив хотя бы число торгующих зельем прилавков на просторах города, они могут вполне. Была бы, как говорится, на то политическая воля.

А пока вот бьём по хвостам.

пивной ларек

интернет газета «Тольяттинский навигатор»