Письмо Губернатору: Тольяттинскую консерваторию хотят ликвидировать

тольяттинская консерватория
фото: «Волжская коммуна»

Уважаемый Дмитрий Игоревич! К вам обращаются профессора ведущих музыкальных вузов России, в том числе Московской государственной консерватории имени Чайковского, Российской академии музыки имени Гнесиных, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, Нижегородской государственной консерватории имени Глинки.

На протяжении многих лет мы постоянно работаем и сотрудничаем с тольяттинской консерваторией, которая действительно является одним из ведущих музыкальных вузов России. Созданная при непосредственном участии и поддержке народных артистов СССР В. Т. Спивакова, Ю. А. Башмета, М. Л. Растроповича и многих других выдающихся музыкантов, консерватория после возникших серьезных проблем была полностью восстановлена благодаря вашему решению. Это случилось в 2018 году. Причем консерватория восстановила лицензию и аккредитацию, а по результатам федерального мониторинга вузов страны в 2021 году вошла в число лучших по Самарской области. Среди 23 вузов региона заняла 7-е место.

Несмотря на все достижения, в настоящее время ситуация с тольяттинской консерваторией вызывает огромные переживания за ее будущее. По нашей информации, ее планируют присоединить к частному православному вузу, то есть, называя всё своими именами, ликвидировать.

Консерватории в России – веками сложившийся бренд, а тольяттинская консерватория – уже давно часть этого бренда. Только консерватории и диплом о ее окончании, а не диплом какого-либо другого вуза, в котором может вестись подготовка по этим программам, является подтверждением высокого профессионального исполнительского мастерства.

Именно поэтому мы убедительно просим вас сохранить тольяттинскую консерваторию как самостоятельное высшее учебное заведение, которое уже доказало на протяжении более 30 лет свою полную состоятельность, демонстрируя самый высокий профессиональный уровень.

С уважением,

Юрий СЛЕСАРЕВ, народный артист РФ, профессор Московской государственной консерватории,

Вячеслав КРУГЛОВ, народный артист РФ, профессор Российской академии музыки,

Кирилл СОКОЛОВ, заслуженный артист РФ, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории и другие известные деятели культуры России (всего 16 подписей)

Уважаемый Дмитрий Игоревич! К вам обращается профессорско-преподавательский состав тольяттинской консерватории.

Благодаря вашему решению, она была полностью восстановлена в 2018 году, получила лицензию. Был осуществлен набор студентов на первый курс. В 2021-м успешно прошла аккредитацию, вошла в число лучших вузов города, заняв по результатам федерального мониторинга второе место.

Несмотря на все достижения, в СМИ появилась информация о якобы принятом решении присоединить консерваторию к православному институту. В настоящее время материальная база консерватории переоформляется на православный институт, потому что там ничего нет. Как нет кадров по концертно-исполнительской специальности.

Мы прекрасно понимаем, что присоединение одного вуза к другому – это ликвидация консерватории, которая проработала более 30 лет, а с момента непосредственного создания этого учебного заведения – вдвое больше. В 1963 году была создана музыкальная школа № 2, которая в 1979-м преобразована в школу искусств. В 1992-м школа искусств преобразована в колледж искусств, а в 1998-м всё это стало консерваторией с тремя ступенями образования: начальное, среднее профессиональное, высшее.

Консерватория обеспечила высокопрофессиональными кадрами многие учреждения Тольятти и Самарской области. Кроме этого, наши выпускники работают в ведущих музыкальных коллективах России и представляют страну за рубежом.

Мы вынуждены сообщить, что никто из профессорско-преподавательского состава консерватории не будет работать в православном институте, потому что это, прежде всего, не профильный вуз для подготовки профессиональных музыкантов-исполнителей.

Мы не знаем, кто и каким образом довел до вас это решение. Оно абсолютно не профессионально, вас, Дмитрий Игоревич, ввели в заблуждение. Мы надеемся, что вы не позволите закрыть тольяттинскую консерваторию и сохраните ее, переведя на областной уровень.

С уважением, Екатерина СКРЯБИНА, профессор, кандидат искусствоведения,

Григорий ЭСТУЛИН, профессор, лауреат губернской премии в области культуры и искусства,

Михаил ПАРШИН, доцент, кандидат искусствоведения и другие (всего 12 подписей)

Эти два обращения были направлены губернатору Дмитрию Азарову, уже есть первая реакция. Мэр Николай Ренц встречался сначала с профессорско-преподавательским составом консерватории, потом со студентами. Николай Альфредович, конечно, искусный дипломат, но даже он не смог найти синоним слову «ликвидация».

Через несколько дней руководитель департамента культуры мэрии Марина Козлова общалась тоже со студентами, а до этого руководству музыкального вуза направила интересное письмо «о мотивированном мнении трудового (педагогического) коллектива и профсоюза». И там говорилось о возможной ликвидации консерватории.

Чтобы прояснить ситуацию, я обратился к ректору консерватории Евгению Прасолову. Человек он известный и уважаемый не только в музыкальных кругах: заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кандидат искусствоведения. Но Евгений Николаевич отказался что-либо комментировать:

– Консерватория для меня – как родной ребенок. Мне очень больно рассказывать о последних событиях и не последних, вообще о случившемся. Извините, может быть, потом…

Преподаватели музыкального вуза были более откровенны, я поговорил с троими, но у них прозвучала одна и та же просьба – не указывать фамилии. Они опасаются возможного давления со стороны местных чиновников. Итак, вернемся в 2018 год.

Тогда губернатор Дмитрий Азаров поддержал консерваторию, подчеркнув, что ни о какой ликвидации не может быть и речи. И предложил финансировать высшее учебное заведение не из местного бюджета, где растут долги, а из областного или федерального. Это первый вариант. Второй – сделать тольяттинскую консерваторию региональной.

Оба варианта хорошие, но позже неожиданно появился третий – присоединить консерваторию к православному институту. В Тольятти вузов осталось мало, поэтому чиновники выбрали, на их взгляд, наиболее подходящий. Но так ли это?

Безусловно, в православном институте такое поглощение одобрили – кто откажется от роста показателей. Не умаляя его достоинств, всё же спросим: а что это даст консерватории?

Согласно действующему законодательству, нельзя одномоментно присоединить к частному вузу государственный. Здесь путь только один – ликвидация присоединяемого учреждения. Но если у консерватории свои преподаватели и студенты, а также учебные помещения, библиотека, фонотека, музыкальные инструменты и так далее, то что ей даст православный институт, не имеющий, кстати, аккредитации по консерваторским специальностям? Большой вопрос.

Именно его в разных вариациях задавали мэру на прошедших встречах. И привели такой пример.

Только четыре абитуриента предварительно согласились подать документы в православный вуз, чтобы там изучать музыкальную науку: два вокалиста, ударник и домбристка. Но последняя уже отказалась, когда узнала все подробности будущего целевого набора. Спрашивается, как в таких условиях организовать учебный процесс? Сколько нужно педагогов? Два? А что будут делать остальные преподаватели упраздняемой консерватории? Пополнят ряды безработных?

А что делать нынешним второкурсникам консерватории? Им учиться еще три года до получения диплома. На встречах они, полистав закон об образовании, весьма скептически отнеслись к обучению в не профильном для них вузе. Ведь тольяттинская консерватория является единственным профильным специальным музыкальным вузом Самарской области. Подчеркиваю, единственным.

А теперь выдержки из письма, адресованного руководителю департамента культуры мэрии. Марина Козлова хотела услышать мотивированное мнение педагогического коллектива. Ответ по объему большой, поэтому только фрагменты.

«Ликвидация консерватории – это отток художественно одаренной молодежи из Тольятти и Самарской области. Для получения классического музыкального образования выпускники музыкальных школ и колледжа будут уезжать в другие регионы. И, как показывает практика, не вернутся в город…

Ликвидация консерватории – это кадровые проблемы учреждений дополнительного и профессионального образования, культуры и искусства Самарской области. При этом потребность в кадрах с высшим музыкальным образованием в регионе высокая.

По последним данным, Самарскому академическому театру оперы и балета требуются музыканты в штат оркестра: ударник, две первые скрипки, две вторые, альты, валторна, гобой и труба. Еще есть вакансии артиста хора и концертмейстера по классу вокала…

Ликвидация консерватории – это ликвидация дополнительного профессионального образования. Ведь абсолютно всех педагогов, вне зависимости от уровня образования, отправляют на курсы повышения квалификации раз в три года. И проводятся эти курсы в консерватории…

Ликвидация консерватории – это отсутствие для профессорско-преподавательского состава альтернативной работы в соответствии с квалификацией…

Ликвидация консерватории – это ликвидация традиций музыкального искусства, преемственности и пропаганды классической культуры, которая солидаризирует интеллигенцию, формирует вкусы. Традиции складываются годами, а исчезают за считанные годы…»

Вывод в конце письма, которое подписали 37 членов творческого коллектива:

– Ликвидация консерватории не соответствует государственным интересам, не гарантирует поступательного развития российской культуры и образования и не способствует сохранению их самобытности.

Интересно, в департаменте культуры и других структурах услышат коллектив консерватории? Или чиновникам всё равно? Главное, чтобы их не беспокоили?

Сергей Ростовцев, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 22 (1406) 10.06.22