Песни делает время

Новости Тольятти augustnews.ru

Один из когорты отцов-основателей «Груши» Виталий Шабанов о прошлом и будущем знаменитого фестиваля авторской песни.

Поводом для интервью стали два события: утверждение концепции Грушинского фестиваля и прогремевший на всю страну скандальный арест экс-главы ФСИН Александра Реймера в тандеме с жигулевским предпринимателем, главой фирмы «Мета» Николаем Мартыновым. Однако обо всем по порядку…

– Виталий Константинович, утверждена концепция Грушинского фестиваля. Больше 40 лет пели просто на поляне у костра, и вдруг понадобилась концепция? Зачем?

– Вынуждены были создать концепцию, потому что продолжаются серьезные наезды на фестиваль. Все говорят: «Объединили два фестиваля – «Платформу» и Грушинский. На самом деле – Грушинский вернулся на свое место, на Мастрюки. Худсовет общий, возглавляет его Олег Митяев, жюри по традиции возглавляет Александр Городницкий. Ведущие барды страны будут определять, какая площадка нужна. За основные площадки отвечает оргкомитет. Ничего нового в концепции не появилось: главная сцена фестиваля – традиционная «Гитара», на ней выступают корифеи жанра и лауреаты конкурса. Во время главного концерта никакие другие площадки работать не должны. Чтобы не было прошлогоднего казуса, когда параллельно с «Гитарой» работали еще две площадки – «Победа» и «Кольский бугорок».

Второй важный концептуальный момент связан с организацией. В нашей стране сотни известных бардов, всех сразу на фестиваль пригласить не можем. Но те, кто официально приглашен художественным советом, обязательно выступят и на «Гитаре», и на всех наших официальных площадках в придачу.

То есть зарыт топор войны между Грушинским фестивалем и «Платформой»?

– Никакого топора нет и не будет. Народ только счастлив, что больше не придется разрываться между двумя полянами. Думаю, все установится. Жесткую позицию занял губернатор, и это правильно. Николай Иванович был на фестивале в прошлом году, ему все очень понравилось. Министр культуры Мединский хотел создать некоммерческое партнерство и взять фестиваль под Москву. Губернатор сказал, что фестиваль должен остаться самарским, называться должен Грушинским. Пусть сохранится преемственность! Николай Иванович сыграл в традиционный футбол, выступил за ветеранов «Крыльев Советов», забил три гола. За сборную мира два гола забил я, один – Олег Митяев.

– Прошла информация о задержании экс-главы ФСИН Александра Реймера и гендиректора коммерческой организации Николая Мартынова, которых обвиняют в похищении трех миллиардов рублей, выделенных тюремному ведомству на электронные браслеты. Жигулевский предприниматель Николай Мартынов имеет прямое отношение к организации «Платформы». Вы можете как-то прокомментировать событие?

– Радоваться чужому горю нельзя. Николай Мартынов – генеральный директор научно-производственной фирмы «Мета», связь его с властью, безусловно, существовала. Почему шел силовой отжим фестиваля? Мы ничего не могли сделать. Мартынов в огромных количествах дарил для УВД алкотестеры, камеры слежения. Он занимался производством оборудования для силовых ведомств, в том числе – электронных браслетов, на чем и погорел. Николай Васильевич не самыми праведными путями, на мой взгляд, взял в аренду Грушинскую поляну на Мастрюковских озерах, о чем я ему говорил в глаза. Без Мартынова рейдерского захвата Грушинской поляны не было бы. Несколько лет под нашим названием он проводил фестиваль на Мастрюках вместе с командой штрейкбрехеров, которые в свое время не вписались в Грушинский фестиваль. Теперь без него они – никто.

– Какие у фестиваля перспективы? Нужны ли «солнышки лесные» сегодняшнему поколению виртуальных детей?

– У Визбора была замечательная статья, написанная 30 лет назад. Называлась она «Песни делает время». Не бывает так: сел бард и решил написать гениальную песню. Не напишет он ничего, если не будет привязан к жизни. Когда-то пели про колбасу по талонам, потом – про афганскую войну, в этом году, возможно, будут петь про Украину. Время другое, и барды другие. Естественно, локомотив авторской песни – это ветераны, те, кто придумал Грушинский фестиваль. Раньше на концерты приходили школьники-студенты, а сейчас – седые дяди и тети. Но есть и молодежь. Например, многодетная семья главного редактора газеты «Ставроша» Елены Потяшиной каждый год в полном составе приезжает на фестиваль. Раньше все знали три аккорда и ехали на Грушинский, а сейчас чего только у нас нет… Александр Розенбаум сказал как-то: «Не надо бороться за чистоту жанра, он прекрасно сам за себя борется». Фолк, рок, шансон – все, кто связан с музыкой, гитарой и сценой, идут на Грушинский. Почему? Чтобы в течение четырех дней пройти по всем полянам. Если попадут на «Гитару», получат признание всей страны.

– Вы – один из отцов-основателей Грушинского фестиваля. Кто для вас наиболее значим из авторов?

– Для меня авторская песня – это Визбор, Окуджава, Клячкин, Дольский. У молодежи популярен Павел Фахртдинов, Ксения Полтева, Александр Щербина, Георгий Данской. Но и старики не теряются, каждый год приезжает старейший из живущих бардов – Валентин Вихорев, ему 83 года, несмотря на возраст, играет в футбол. Советую сделать эксперимент. Возьмите газету, обязательно в заголовке на какой-нибудь полосе увидите строчку Визбора или Окуджавы, Высоцкого. Из жанра самодеятельного авторская песня стала жанром народным и заняла свое место. И сегодня свою сотню тысяч слушателей мы собираем, любой уважающий себя город проводит фестиваль. Это факт, и никуда от него не деться…

– Но почему до масштаба Окуджавы, Высоцкого, Визбора им так далеко? Это мое мнение…

– Никто из выдающихся бардов не зарабатывал деньги только на авторской песне. Высоцкий был актером театра, Визбор – сценаристом Центрального телевидения, журналистом, Окуджава – поэтом и прозаиком. Кроме того, у них была определенная гражданская и жизненная позиция – служить «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных» (стихотворение «Поэт» Лермонтова. – Прим. авт.). К сожалению, сейчас такое время, что выросло большое количество бардов, исполнителей, которые хотят жить за счет авторской песни. Они пишут на потребу, поэтому измельчала песня. Но я могу назвать сотню исполнителей бардовской песни, для которых она осталась тем, чем была. Этих людей надо найти и поддержать.

С появлением Интернета нет ничего недоступного. Раньше на вопрос «Кто может быстро собрать 100000 человек» был однозначный ответ: «Болельщики «Спартака» и авторская песня». Сейчас, конечно, зачем собираться? Включил Интернет и слушай. Кроме того, за авторской песней стоял дух какой-то запретности, хотя она никогда не была гонима официально. Потому что, если бы она была гонима, контролировать бардовское движение стало бы невозможно. Интернетизация населения сказалась, конечно, на масштабах Грушинского фестиваля. Да, когда-то фестиваль был модным, и я давал официальную цифру: 210 человек собралось на поляне. Сейчас, конечно, столько не соберется. Человек может посмотреть прямую трансляцию концерта, сидя у себя дома в комфортных условиях. И это естественно и нормально – время другое. Зачем ностальгировать по тому, что осталось в прошлом?

– Не будем про прошлое. Что можете рассказать про ваши личные достижения?

– В 2012 году «Литературная газета» учредила Всероссийскую премию имени Антона Дельвига за верность слову и отечеству. Как отцы-основатели Грушинского фестиваля мы стали ее лауреатами: Александр Городницкий, Борис Кельман и Виталий Шабанов. Мои стихи опубликовали в «Литературной газете», хоть я и не член Союза писателей. Буквально сегодня получаю из печати новую книгу «Мы родом из Грушинского», это книга стихов – моих и собкора «Литературной газеты» по Санкт-Петербургу Владимира Шамшученко, вступительную статью написал самарский поэт Евгений Чепурных, продаваться будет на Грушинском, там же пройдет презентация.

Интересно:
Первый фестиваль туристской песни имени Валерия Грушина прошел 29 сентября 1968 года в Жигулях в Каменной чаше. На нем присутствовало около 600 человек. Напомним: студент Самарского авиационного института Валерий Грушин погиб, спасая тонувших детей на реке Уде в Восточных Саянах. Второй фестиваль проводился в начале июля, и с того времени дата проведения не менялась. Он собрал уже около 2,5 тысяч человек. Вскоре скромные песенные встречи в память о Грушине переросли в масштабное мероприятие, ставшее даже культовым для нескольких поколений поющих поэтов. Особенно популярен он был в конце 1970-х годов, тогда его регулярно посещало около 100 тысяч человек, а в 2000 году собралось 210 тысяч участников. Проведение фестиваля прерывалось в 1980-х годах, когда официальные власти закрыли его, и в течение нескольких лет фестиваль не проводился, но вновь возродился в 1986 году.

автор: Олеся Ангелина

фото: Площадь Свободы